Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Порожская основная общеобразовательная  школа"

Рабочая программа по химии 9 класс

 

 


«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей  - предметников

Руководитель МО Воронцова Л.И.

_____________________

Протокол № ____

от «___» _________20__ г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора школы  по УВР  

Курицына О.Д.

____________________  

  «___»_________20__ г.

 

 

«Утверждаю»

 Директор школы

 Лаврентьева Н.В.

___________________

 «___» ________20__ г.

  

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Порожская основная общеобразовательная школа»

 

 

Рабочая программа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По предмету  - химия

Класс -  9

Количество часов по программе - 68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа составлена учителем химии

Поповым Дмитрием Александровичем

 

 

 

с.Порог

2017 г.

 

 

 

Пояснительная записка

          Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как материаль­ное единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловлен­ность свойств веществ их составом и строением, приме­нения веществ их свойствами; единство природы хими­ческих связей и способов их преобразования при химиче­ских превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.

Курс включает в себя основы общей и неорганиче­ской химии, а также краткие сведения об органических веществах.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ — металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

 

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

-федеральный компонент государственного стандарта общеобразовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004г;

-федеральный  базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004г;

-федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализуемых образовательные программы основного общего образования на 2014/15 учебный год.

-авторская программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010г.).

 

Уровень программы - базовый. Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено на 68 часов в год. Объем учебной нагрузки, согласно  учебного плана школы 2 часа в неделю. Количество часов в неделю на изучение предмета согласно программе - 2 часа.

 

Цели и задачи изучения предмета

 

Цели:

·  освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

·  овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

·  развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

·  воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

·  применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

        Задачи:

·  обобщение знаний по неорганиче­ской химии;

·  формирование знаний по строению, свойствам органиче­ских веществ;

·  использование накопленных знаний об органических веществах в повседневной жизни.

 

Формы и методы, технологии обучения.

   Реализация данной программы рассчитана на использование традиционных технологий образования, а так же методов современных образовательных технологий. С использованием следующих  форм работы, таких как лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой. Методов: проблемный метод, проектный метод, развивающее обучение, информационно-коммуникативные  методы, объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично-поисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод.

Контроль за уровнем ЗУН представляет проведение практических работ, контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах.

Требования к результатам усвоения учебного материала по неорганической химии в 9 классе:

         Учащиеся должны знать:

    Положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева;

    Общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения;

   Основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов;

   Качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

         Учащиеся должны уметь:

   Давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

   Распознавать важнейшие катионы и анионы;

   Решать расчетные задачи с использованием изученных понятий;

  Характеризовать свойства классов химических элементов.

         Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии в 9 классе:

         Учащиеся должны знать:

   Причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических соединений, номенклатура основных представителей групп органических соединений;

   Строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, спиртов,

уксусного альдегида и уксусной кислоты;

   Понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях полимеризации и поликонденсации.

         Учащиеся должны уметь:

   Составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

   Выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества;

   Разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно- следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ.

 

Содержание программы.

 

9 класс  (2ч в неделю; всего 68 ч)

 

Введение. Общая характеристика химических элементов    (5 часов)

   Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
   Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
   Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.


   Тема 1  Металлы (20 ч)

  Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
   Общая  характеристика  щелочных  металлов.  Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
   Общая  характеристика  элементов  главной  подгруппы II  группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
   Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
   Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды
Fe2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
  

Тема 2   Неметаллы (25 ч)


   Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
   Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
   Общая  характеристика  галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
   Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (
VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
   Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (I
V). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
   Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (
V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

   Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
   Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (I
V), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
 
Тема 3  «Органические вещества»         (18 часов)


   Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
   Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
   Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт - глицерин.
   Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
   Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
   Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
   Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
   Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
   Понятие об удобрениях, их роли в народном хозяйстве.

 

 

Тематическое планирование по химии, 9 класс

(2ч в неделю, всего 68ч)

Название темы

Всего часов

Из них

 

 

 

Практические работы

Контрольные работы

I.

Введение. Общая характеристика химических элементов                        

5

 

 

II

Тема №1. Металлы

21

Лабораторная работа №1 «Соединения щелочных металлов». Лабораторная работа №2 «Соединения щелочноземельных металлов». Лабораторная работа №3 «Соединения железа». Лабораторная работа №4 «Соединения алюминия».

Контрольная работа № 1 по теме «Металлы»

III

Тема №2. «Неметаллы»

24

Лабораторная работа №5 «Соединения галогенов». Лабораторная работа №6 «Соединения серы». Лабораторная работа №7 «Соединения азота». Лабораторная работа №8 «Соединения фосфора».

Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы»

IV

Тема №3. «Органические вещества»                                       

18

 

Контрольная работа №3 «Органическая химия»

 

Итого

68

 

 

 

Календарно-тематический план (68ч)

 

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

 

Введение. Общая характеристика химических элементов (5ч)

 

 

1-3

Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева.

3

 

4

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

1

 

5

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

1

 

 

Тема 1. «Металлы»                             (21 час).

 

 

6

Век медный, бронзовый, железный. Р/К.

1

 

7

Положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева и  строение их атомов.

1

 

8

Физические свойства металлов.

1

 

9

Сплавы. Р/К.

1

 

10

Химические свойства металлов

1

 

11

Получение металлов.

1

 

12

Коррозия металлов. Р/К.

1

 

13-14

Щелочные металлы

2

 

15-16

Бериллий, магний и щелочноземельные металлы

2

 

17-18

Алюминий

2

 

19-20

Железо. Р/К.

2

 

21

Обобщение «Металлы»

1

 

22

Контрольная работа №1 «Металлы»

1

 

23

 

Лабораторная работа №1 «Соединения щелочных металлов»

1

 

24

 

Лабораторная работа №2 «Соединения щелочноземельных металлов»

1

 

25

Лабораторная работа №3 «Соединения железа»

1

 

26

Лабораторная работа №4 «Соединения алюминия»

1

 

 

Тема 2. «Неметаллы»                        (25 часов).

 

 

27

Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух.

1

 

28

Химические элементы в клетках живых организмов.

1

 

29

Водород.

1

 

30-31

Галогены.

2

 

32-33

Кислород.

2

 

34-35

Сера.

2

 

36

Азот.

1

 

37

Аммиак.

1

 

38

Соли аммония.

1

 

39

Кислородные соединения азота.

1

 

40-41

Фосфор и его соединения.

2

 

42

Углерод.

1

 

43

Кислородные соединения углерода.

1

 

44-45

Кремний.

2

 

46

 

Контрольная работа №2 «Неметаллы»

1

 

47

 

Лабораторная работа №5 «Соединения галогенов»

1

 

48

Лабораторная работа №6 «Соединения серы»

1

 

49

Лабораторная работа №7 «Соединения азота»

1

 

50

Лабораторная работа №8 «Соединения фосфора»

1

 

 

Тема 3. «Органические вещества»                                        (18 часов)

 

 

51

Предмет органической химии.

1

 

52-54

Предельные углеводороды.

3

 

55-57

Непредельные углеводороды. Этилен.

3

 

58-59

Спирты. Р/К.

2

 

60

Альдегиды.

1

 

61

Предельные одноосновные карбоновые кислоты.

1

 

 62

 Сложные эфиры. Жиры.

1

 

63-64

Аминокислоты и белки.

2

 

65

Углеводы.

1

 

66

Полимеры. Р/К.

1

 

67

Контрольная работа №3 «Органическая химия»

1

 

68

Удобрения. Р/К.

1

 

 

                           Требования к уровню подготовки выпускников

Соблюдать правила:

техники безопасности при обращении с химиче­ской посудой и лабораторным оборудованием (пробир­ками, химическими стаканами, воронкой, лабораторным штативом, спиртовкой); растворами кислот, щелочей,

негашеной известью, водородом, метаном, бензином, ядохимикатами, минеральными удобрениями;

личного поведения, способствующего защите ок­ружающей среды от загрязнения;

оказания помощи пострадавшим от неумелого об­ращения с веществами.                                        

Проводить:

нагревание, отстаивание, фильтрование и выпа­ривание;

вычисления: а) массовой доли химического эле­мента по формуле вещества, б) количества' вещества (массы) по количеству вещества (массе) одного из всту­пивших в реакцию или полученных веществ, в) массо­вой доли растворенного вещества.

Называть:

химический элемент по его символу;

  вещества по их химическим формулам;

свойства неорганических и органических веществ;

функциональные группы органических веществ;

  признаки и условия осуществления химических реакций;

факторы, влияющие на скорость химической ре­акции;

типы химических реакций;

биологически важные органические соединения (углеводы, жиры, белки).

Определять:

простые и сложные вещества;

  принадлежность веществ к определенному классу;

  валентность и (или) степень окисления химиче­ских элементов в бинарных соединениях;

  вид химической связи между атомами в типичных случаях: а) щелочной металл — галоген, б) водород — типичные неметаллы, в) в молекулах простых веществ;

тип химической реакции: а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, б) по характе­ру теплового эффекта, в) по изменению степеней окис­ления химических элементов.

Составлять:

  формулы неорганических соединений (по валент­ности химических элементов или степени окисления);

  молекулярные, структурные формулы органиче­ских веществ;

схемы распределения электронов в атомах хими­ческих элементов с порядковыми номерами 1—20;

  уравнения химических реакций различных типов;

уравнения электролитической диссоциации кис­лот, оснований, солей;

  полные и сокращенные ионные уравнения реак­ций обмена. 

Характеризовать:

  качественный и количественный состав вещества;

химические элементы малых периодов, а также калий и кальций по положению в периодической сис­теме Д. И. Менделеева и строению их атомов;

  свойства высших оксидов элементов с порядко­выми номерами 1—20, а также соответствующих им кислот и оснований;

  химические свойства органических и неорганиче­ских веществ;

  химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов (на примере производства серной кислоты) и неправильного ис­пользования веществ в быту, сельском хозяйстве;

  способы защиты окружающей среды от загрязнений;

строение и общие свойства металлов;

связь между составом, строением, свойствами ве­ществ и их применением;                                         

области практического применения полиэтилена, металлических сплавов (чугун, сталь, дюралюминий), силикатных материалов (стекло, цемент);

свойства и физиологическое действие на орга­низм оксида углерода (II), аммиака, хлора, озона, рту­ти, этилового спирта, бензина;

состав и применение веществ: пищевой соды, медного купороса, йода (спиртовой раствор), глюкозы, сахарозы, крахмала и клетчатки;

  круговороты углерода, кислорода, азота в природе Земли (по схемам).

Объяснять:

  физический смысл порядкового (атомного) номе­ра химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева;

  закономерности изменения свойств химических элементов малых периодов и главных подгрупп;

  причины сходства и различия в строении атомов химических элементов одного периода и одной главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева;

  причины многообразия веществ;

  сущность процессов окисления и восстановления;

  условия горения и способы его прекращения;

  сущность реакций ионного обмена;

  зависимость свойств веществ от вида химической связи.

 

 

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

1. Оценка устного ответа.

         Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

-  ответ самостоятельный.

         Ответ «4»;

-  ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности,  при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требо­ванию учителя.

         Отметка «З»:

-  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

         Отметка «2»:

-  при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки,  которые уча­щийся не может исправить при наводящих вопросах учителя,   отсутствие ответа.

         2. Оценка экспериментальных умений.

         - Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:

-  работа выполнена полностью и правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы;

-  эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

-  проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

         Отметка «4»:

-  работа выполнена правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

         Отметка «3»:

-  работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении,  в оформлении работы,   в соблюдении правил техники безопасности на работе с ве­ществами и оборудованием,   которая исправляется по требованию учителя.

         Отметка «2»:

-  допущены две  (и более)  существенные  ошибки в ходе:  эксперимента, в объяснении,  в оформлении работы,  в соблюдении правил техники без­опасности при работе с веществами и оборудованием,  которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

-  работа не выполнена,  у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

 

3.   Оценка умений решать расчетные  задачи.

         Отметка «5»:

-   в логическом рассуждении и решении нет ошибок,  задача решена рациональным способом;

         Отметка «4»:

-   в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом,  или допущено не более двух несущественных ошибок.

         Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

         Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

-  отсутствие ответа на задание.

4.  Оценка письменных контрольных работ.

         Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.

         Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

         Отметка «3»:

-  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен­ная ошибка и при этом две-три несущественные.

         Отметка «2»:

-  работа выполнена меньше  чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

-  работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необ­ходимо учитывать требования единого орфографического режима.

 

 

Учебно-методическое обеспечение:

                               

Учебно-методический комплект по химии 9 класса.

Учебник О.С. Габриелян, «Химия» 9 класс, М. «Дрофа», 2011 года.

Рабочая тетрадь О.С. Габриелян; А.В. Яшукова, «Химия» 9 класс, М. Дрофа, 2011 год.

                              

Дополнительная литература:

Габриелян О.С.,  Методическое пособие для учителя. Химия 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2008.

О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Настольная книга учителя» Химия 9 класс, М., «Дрофа», 2010 г.

Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2010.

Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия  в  тестах,   задачах,   упражнениях.   8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2010.

                  

 


 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"