Цель и задачи  программы
 Цель программы -  социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, знающего и утверждающего права и свободы человека, готового к осознанному  профессиональному выбору. 
Для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи:
- в области формирования личностной  культуры:
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
- в области формирования социальной культуры:
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
• развитие патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
- в  области формирования семейной культуры:
• укрепление отношения к семье как основе российского общества;
• укрепление у обучающихся уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
 
Основные направления  и ценностные основы воспитания и социализации  обучающихся
         Задачи воспитания, классифицированные по направлениям, каждое их которых, будучи тесно связано с другими, раскрывает одну их существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека (ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества,  социальная солидарность,мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов).
2. Воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности;уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии).
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
 
Принципы и особенности организации воспитательной среды
  Принцип ориентации на идеал.Идеалы определяют смыслы воспитания,  то, ради чего оно организуется.Содержание программы нацелено на  достижение национального идеала. 
Аксиологический принцип. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.
 Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод  воспитания. Содержание учебного процесса,  внеучебной и внешкольной  деятельности должно быть наполнено  примерами нравственного поведения. 
  Принцип диалогического общения со значимым другим. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми играет большую роль в формировании ценностей. 
   Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Для подростков идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами.   Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других
  Принцип полисубъектности воспитания и социализации. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. 
   Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.   Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию различных источников информации и научного знания. • общеобразовательных дисциплин;
• произведений искусства;
• периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
• духовной культуры и фольклора народов России;
• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
• жизненного опыта своих родителей и прародителей;
• общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик.
 
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования направлена на создание модели выпускника второй ступени обучения.
Модель выпускника  обучения:
– подросток, который приобрел необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, владеющий навыками коммуникации;
– подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;
– подросток, знающий свои гражданские права и умеющий их реализовывать;
– подросток, умеющий уважать свое и чужое достоинство;
– подросток, обладающий запасом духовных и нравственных качеств, таких как: великодушие, порядочность, честность, милосердие, сострадание, готовность прийти на помощь другим людям;
– подросток, любящий свою семью.
Содержание воспитанияи социализации обучающихся,виды деятельности и формы занятий с обучающимися
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Задачи:
·     общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;
• системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
• понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;
• осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;
• системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;
• негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.
Содержание деятельности
ИзучаютКонституцию Российской Федерации, получают знания об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества,о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и  Архангельской области.
Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, в том числе и героями Великой Отечественной войны – учителями-ветеранами, ветеранами педагогического труда школы -  с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения учебных дисциплин).
Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, посещая музеи города Онеги (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий в музеи города, области, путешествий по родному краю и местам великих сражений, туристско-краеведческих экспедиций в рамках туристско-краеведческого направления деятельности, изучения учебных дисциплин).
Знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам).
Знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе экскурсий, встреч и бесед с представителями общественных организаций, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых для жителей  района, в социально-значимых акциях  .
Участвуют в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.
Получают опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).
Участвуют во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма, изучают историю школы.
 
 
Направление 2. Воспитание социальной ответственности и компетентности
Задачи:
осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;
• усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;
• освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
• приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
• осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:
— социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);
— социальные роли в классе: лидер — ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;
— социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;
• формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.
Содержание деятельности
Активно участвуют в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума.
Овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.
Активно и осознанно участвуют в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби).
Приобретают опыт и осваивают основные формы учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями.
Активно участвуют в организации, осуществлении и развитии школьного самоуправления: участвуют в принятии решений руководящих органов образовательного учреждения; решают вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе; контролируют выполнение обучающимися основных прав и обязанностей; защищают права обучающихся на всех уровнях управления школой и т. д.
Разрабатывают на основе полученных знаний и активно участвуют в реализации посильных социальных проектов — проведении практических разовых мероприятий или организации систематических программ, решающих конкретную социальную проблему школы, микрорайона, города, области.
Учатся реконструировать (в форме описаний, презентаций, фото- и видеоматериалов и др.) определённые ситуации, имитирующие социальные отношения в ходе выполнения ролевых проектов.
 
 
Направление 3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:
Задачи:
• сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;
• любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
• понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;
• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;
• понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;
• умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;
• отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.
Знакомятся с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, участвуют в подготовке и проведении бесед.
Содержание деятельности.
Участвуют в общественно полезном труде в помощь школе, городу, селу, родному краю.
Принимают добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.
Расширяют положительный опыт общения со сверстниками противоположного пола в учёбе, общественной работе, отдыхе, спорте, активно участвуют в подготовке и проведении бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях.
Получают системные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, о родителях и прародителях, открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Знакомятся с деятельностью традиционных религиозных организаций.
 
 
Направление 4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
Задачи:
присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;
• умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности; 
• понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
· осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;
• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
• представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;
• способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;
• опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;
• осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;
• знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;
• овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;
• профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;
• развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности;
• устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;
• опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;
• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); 
• отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.
Содержание деятельности.
Получают представления о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья (в ходе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ, уроков и внеурочной деятельности).
Участвуют в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни — проводят беседы, тематические игры, театрализованные представления для младших школьников, сверстников, населения. Просматривают и обсуждают фильмы, посвящённые разным формам оздоровления.
Учатся экологически грамотному поведению в школе, дома, в природной и городской среде: организовывать экологически безопасный уклад школьной и домашней жизни, бережно расходовать воду, электроэнергию, утилизировать мусор, сохранять места обитания растений и животных (в процессе участия в практических делах, проведения экологических акций, ролевых игр, школьных конференций, уроков технологии, внеурочной деятельности).
Участвуют в проведении школьных спартакиад, эстафет, экологических и туристических слётов, экологических лагерей, походов по родному краю. 
Участвуют в практической природоохранительной деятельности, в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; создании и реализации коллективных природоохранных проектов.
Составляют правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды и контролируют их выполнение в различных формах мониторинга.
Учатся оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.
Получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями).
Приобретают навык противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ (научиться говорить «нет») (в ходе дискуссий, тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов и др.). Участвуют на добровольной основе в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций, мероприятиях, проводимых общественными экологическими организациями.
 
 Направление 5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
Задачи:
понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
• осознание нравственных основ образования;
• осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
• сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;
• готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования);
• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения;
• общее знакомство с трудовым законодательством;
• нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде.
Содержание деятельности
Участвуют в олимпиадах по учебным предметам, изготавливают учебные пособия для школьных кабинетов, руководят познавательными играми обучающихся младших классов.
Участвуют в экскурсиях на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в научные организации, учреждения культуры, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, с различными профессиями.
Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов.
Приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий), раскрывающих перед подростками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности).
Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции).
Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Учатся творчески и критически работать с информацией: целенаправленный сбор информации, её структурирование, анализ и обобщение из разных источников (в ходе выполнения информационных проектов — дайджестов, электронных и бумажных справочников, энциклопедий, каталогов с приложением карт, схем, фотографий и др.).
 
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры
Задачи:
• ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;
• эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
• представление об искусстве народов России.
Содержание деятельности
Получают представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России (в ходе изучения учебных предметов, встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам). Знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения учебных предметов, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок).Знакомятся с местными мастерами прикладного искусства, наблюдают за их работой, участвуют в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас» и др., обсуждают прочитанные книги, художественные фильмы, телевизионные передачи, компьютерные игры на предмет их этического и эстетического содержания.
Получают опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования.
Участвуют вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ. Участвуют в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремятся внести красоту в домашний быт. Культура школы (совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимодействие членов коллектива нашей ш) определяет уклад жизни. Именно культурная практика, которая представляет собой культурное событие, участие в котором помещает ученика в культурную среду, расширяя его опыт обучаемого, творческого поведения в культуре является основной педагогической единицей внеурочной деятельности.
 
 
В школе работают 
·        региональная программа «Правовое просвещение и формирование основ законопослушного поведения обучающихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений». / см Приложение/
·        программа по профилактике экстремистских настроений в среде учащихся
·        программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде правил дорожного движения
 
 
Формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся
| 
 Виды деятельности и формы организации  | 
 Тематика занятий  | 
| 
  1 класс  | 
 2 класс  | 
 3 класс  | 
 4 класс  | 
 5 класс  | 
 6 класс  | 
 7 класс  | 
 8 класс  | 
 9 класс  | 
| 
 Элективные курсы  | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
 +  | 
| 
 Углубленное изучение предметов  | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
 +  | 
 +  | 
| 
 Олимпиады  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
| 
 Предметные недели 
Внеурочная деятельность по предметам  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
 Неделя экологии.  
Неделя математики. 
Неделя русского языка. 
Неделя английского языка. 
Неделя технологии.  | 
| 
 Экскурсии на предприятия  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
| 
 Встречи с представителями разных профессий  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
| 
 Встречи с представителями учебных заведений профобразования,  
Дни открытых дверей  | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
    | 
 +  | 
 +  | 
 
Организация социального воспитания обучающихся осуществляется в последовательности следующих этапов:
Организационно-административный этап включает:
• создание среды, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения (взаимодействие  с учреждениями  дополнительного образования , Порожским КДЦ. 
• формирование уклада и традиций, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, учителей и родителей в духе гражданско-патриотических ценностей, партнёрства и сотрудничества, приоритетов развития общества и государства; (взаимодействие ученического и педагогического коллектива, родительской общественности по социализации обучающихся);
• поддержание субъектного характера социализации обучающегося, развития его  самостоятельности и инициативности в социальной деятельности (организация работы школьного самоуправления ).
Организационно-педагогический этап  включает:
• обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса социализации обучающихся (организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с планом работы школы);
• создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для социальной деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии (создание банка данных  социально незащищенных детей, детей находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение педагогической, психологической  поддержки обучающихся);
• создание условий для социальной деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания (система работы классных руководителей организация работы в рамках методических объединениях классных руководителей  по изучению форм  по отклонению  норм поведения  обучающихся, причин их возникновения;  проведение педагогических рейдов);
• использование роли коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции (беседы по духовно-нравственной тематике, создание информационно-методических листовок).
Этап социализации обучающихся включает:
• формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной  (мониторинг уровня воспитанности, работа органов школьного самоуправления)
• усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения    (организация обучения активистов органов школьного самоуправления:   Совета старшеклассников, лидеров классов;
• достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту (организация работы творческих объединений и спортивных секций);
•  развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование моральных чувств, необходимых привычек поведения, волевых качеств (благотворительные акции) 
Миссия школы в контексте социальной деятельности на ступени основного общего образования — дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.
Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся
Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы. Основные применяемые формы: 
- ролевые игры – выборы в органы школьного  самоуправления ;
- познавательная деятельность – экскурсии в  краеведческий музей, экскурсии на предприятия Онежского района;
- общественная деятельность –  волонтерское движение.  
- трудовая деятельность – трудовые акции, десанты. 
 
Система поощрения социальной успешности и проявлений активнойжизненной позиции обучающихся
Стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся: поздравления суспехами, достижениями, отзывы жителей села, чествование на линейках  Первого и Последнего звонка, награждение сувенирами, грамотами, подарками, на общешкольных собраниях по итогам первого полугодия, публичная презентация в фойе школы, выставление на сайт информации о социально-значимой деятельности; публикации в СМИ о достижениях учащихся и их социально значимых  направление благодарственных писем родителям обучающихся, которые принимают активное участие в общественной жизни школы.
| 
 № 
п/п  | 
 Содержание работы  | 
 Участники деятельности  | 
| 
 1   | 
 Конкурсы «Ученик года», «Самый классныйкласс»  | 
 Педагоги, учащиеся, родители  | 
| 
 2  | 
 Выставка на сайт школы информации об успехах, победах обучения.  | 
 Педагоги, учащиеся, родители  | 
| 
 3  | 
 Сменный стенд «Ими гордится школа»,«Поздравляем!» (учащихся, учителей, родителей с победами в конкурсах, выставках, смотрах, олимпиадах)  | 
 Педагоги, учащиеся, родители  | 
| 
 4   | 
 Линейки  по итогам конкурсов «Вы - наша гордость» (вручение грамот, дипломов, сувениров, юным исследователям, победителям творческих конкурсов)  | 
 Педагоги, учащиеся, родители  | 
 
Организация работы по формированию экологически целесообразного,здорового и безопасного образа жизни
Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько модулей, которые осуществляются через:
·        Уроки физкультуры (в процессе урока) 
·        Уроки ОБЖ.
·        Спортивно-массовые мероприятия.
Физкультминутки на уроках. Динамические паузы. Подвижные игры на переменах. Организация работы спортивных секций и кружков:  ОФП, теннис.Спортивные   игры   и   соревнования:   веселые   старты,   школьные и районные соревнования  по теннису, бегу, лыжным гонкам, стрельбе.Спортивные праздники:  ГТО.
·        Беседы ,  занятия  «Познай   себя»,   просветительские  беседы, групповая (тренинг) и индивидуальная форма работы.
·        Классные часы, беседы, диспуты.
·        Программа, разработанная  в школе, по ПДД. / утверждена приказом директора №60  от  31.08.2017
 включает:
• соответствие состояния и содержания здания и помещений школы санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся и работников образования;
• наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
• организация качественного горячего питания обучающихся;
• оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
• наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися.
Ответственность за реализацию этого блока и контроль возлагаются на администрацию школы.
 направлена на повышение эффективности учебного процесса, предупреждение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха обучающихся и включает:
• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в  спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения;
• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
• обучение обучающихся вариантам рациональных способов и приёмов работы с учебной информацией и организации учебного труда;
• введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
• индивидуализацию обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работу по индивидуальным программам основного общего образования;
• рациональную и соответствующую требованиям организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в основной школе.
Эффективность реализации этого блока зависит от администрации школы и деятельности каждого педагога.
 направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
• полноценную и эффективную работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами, а также с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
• рациональную и соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
• организацию занятий по лечебной физкультуре;
• организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
• организацию работы спортивных секций, туристических, экологических кружков, слётов, лагерей и создание условий для их эффективного функционирования;
• регулярное проведение спортивно-оздоровительных, туристических мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, а также всех педагогов.
 
 включает:
• лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье детей, и т. п., экологическое просвещение родителей;
• содействие в приобретении для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
• организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней экологической культуры и здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
 
Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся
Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Порожская ОШ» ориентирована на образ выпускника 9 класса – человека с осознанной нравственной позицией, способного к самореализации.
По каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся  предусмотрено достижение определенных результатов.
| 
 Направление   | 
 1-9 классы  | 
| 
 Результат  | 
| 
 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам иобязанностям человека.  | 
 Ценностное отношение к отечественному культурно-историческому наследию, формирование представлений о государственном устройстве; о наиболее значимых страницах истории страны.  | 
| 
 Воспитание социальной ответственности и компетентности   | 
  Позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина; умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;  умение моделировать простые социальные отношения.  | 
| 
 Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания  | 
 Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке,  представление роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны  | 
| 
 Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни   | 
 Опыт участия в природоохранной деятельности в школе, усвоение  представлений об этнокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики.   | 
| 
 Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии  | 
 Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового.  | 
| 
 Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание.   | 
 Формирование представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.  | 
Мониторинг эффективности программы воспитания и социализации обучающихся
Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях социально-организованной воспитательной деятельности. 
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся выступают:
-особенности  развития     личностной,   социальной,   экологической,   трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся;
- социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни МБОУ «Порожская ОШ»;
- особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей в образовательный и воспитательный процессы.
Основные принципы организации мониторинга:
— принцип системности
— принцип личностно-социально-деятельностного подхода;
— принцип объективности
— принцип детерминизма (причинной обусловленности) 
— принцип признания безусловного уважения прав.
Критериямиэффективности реализации программы является динамикаосновных показателей воспитания и социализации обучающихся:
1.Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в школе.
3.Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс
Инструментарий мониторинга:
-  тестирование;
-  опрос;
- психолого-педагогическое наблюдение.
Уровни воспитательных результатов:
 1.Приобретение обучающимися социальных знаний.
 2.Получение обучающимися опыта переживания и осознанного отношения кбазовым ценностям общества.
 3. Получение    обучающимися    опыта    самостоятельного    общественногодействия.
Используемые методики:
-изучение  уровня  выраженности качеств личности ( автор Капустина Н.П. ).
-изучение уровня удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе (методики А.Андреева, Е.Н.Степанова)
Диагностика проводится согласно Положению о проведении мониторинга воспитанности учеников МБОУ «Порожская ОШ» /утверждено приказом директора №77 от 28.09.2015г. /