Доклад "Система оценки достижений учащихся с ОВЗ"
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Порожская основная общеобразовательная  школа"

Доклад "Система оценки достижений учащихся с ОВЗ"

 

 

Выступление учителей СОШ№1

Мелентьевой Елены Евгеньевны

Кузнецовой Ольги Федоровны

 

 Особенности системы оценки достижений обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе.

 

 

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.

         В своем выступлении я хотела бы остановиться на проблеме инклюзивного обучения и оценивания результатов обучения как составляющих образовательного процесса, раскрыть основные принципы, которых должны придерживаться преподаватели при оценивании в условиях инклюзивного обучения.

        Инклюзивное образование, представляя собой процесс полного включения детей с особыми возможностями здоровья во все аспекты школьной жизни, требует приспособления среды к потребностям ребенка, а не наоборот. Такое образование дает ребенку возможность обучаться по индивидуальной программе, без каких-либо трудностей вне отрыва от классного коллектива. Тем не менее, реализация инклюзивного образования порождает некоторые трудности для преподавателей. Встает вопрос о технологии и методах оценивания результатов обучения при инклюзивном обучении.

       Разработка методов и форм оценки результатов обучения конкретного ребенка в инклюзивном классе является одним из ключевых вопросов в области реализации адаптированной учебной программы. Наиболее важные показатели эффективности работы преподавателей и специалистов психолого-педагогической поддержки отражаются в положительной динамике развития ребенка. Оценка содержания «движения» ребенка в определенный период времени непосредственно связано с задачами, которые установлены учителем, родителями и специалистами по поддержке в разработке индивидуальной образовательной программы. Чтобы избежать трудностей при оценке результатов обучения при инклюзивном образовании, деятельность учителя должна основываться на следующих принципах:

1. Оценивание представляет собой непрерывный процесс, естественно, интегрированный в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения допускается диагностическое и срезовое использование оценки. Также итоговая оценка может быть установлена как общий результат накопленных оценок за период обучения.

2. Оценка может быть только критериальной. Основными критериями оценки являются планируемые результаты обучения (в случае разработки индивидуальной образовательной программы (ИОП) – задача разработки программного материала на индивидуальные способности на уровне ребенка). В то же время правила и критерии оценки быть известны заранее учителю.

       Иногда необходимо разделить общие критерии оценки работы на более мелкие, местные. В каждом случае, учитель говорит ребенку, по каким критериям будут оцениваться работы, а также информирует об этих критериях наставника и родителей. Ведущий критерий влияет на форму выполнения конкретной задачи ребенком.

3. Оцениванию с помощью отметки может подвергаться только деятельность учащегося и результаты этой деятельности, но никак не личные качества ребенка. Оценке поддается только то, чему учат.

4. Система оценки должна быть построена таким образом, чтобы учащиеся были включены в деятельность по контролю и оценке, приобретая навыки и привычки к самооценке и взаимооценке.

        Предлагаю ознакомиться с Рекомендациями учителям по обучению детей с ОВЗ

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы

изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с

целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.

В процессе обучения учителю следует:

· использовать четкие указания;

· поэтапно разъяснять задания;

· учить последовательно выполнять задания;

· повторять инструкции к выполнению задания;

· демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача).

В учебном процессе использовать различные виды деятельности:

· чередовать занятия и физкультурные паузы;

· предоставлять дополнительное время для завершения задания;

· предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;

· использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального

заполнения;

· использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями;

· обеспечивать школьника копией конспекта.

Способы оценки достижений и знаний учащихся:

· использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и

затраченными усилиями;

· ежедневно оценивать с целью выведения четвертной отметки;

· оценивать работу учащегося, который плохо справляется с тестовыми

заданиями, на уроке;

· акцентировать внимание на хороших оценках;

· разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;

· проводить оценку переделанных работ;

· использовать систему оценок достижений учащихся.

В организации учебного процесса необходимо:

· использовать вербальные поощрения;

· свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться

более на позитивное, чем негативное;

· составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и

умения школьника;

· предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

· разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;

· игнорировать незначительные поведенческие нарушения;

· разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения,

которое является непреднамеренным;

· осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о

необходимости применения медикаментозных средств или указывают на

переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

 

Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР

 

Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных формах.

Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:

-особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;

-привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);

-присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;

-адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:

          1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;

   3)в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;

•4)при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);

5)при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

6)увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;

7)недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.

 

 

Согласно рекомендациям в нашем ОО рабочей группой было разработано положение об оценивании учащихся с ОВЗ, с которым были ознакомлены педагоги,  работающие с обучающими с ОВЗ. Хотелось бы представить некоторые выдержки из положения, которые показывают ключевые особенности оценивания.

 

Отметка

Программы

общеобразовательной

школы

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ЗПР

5

Не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить

Допущены 1 негрубая ошибка или 1 -2 дисграфических ошибок, работа написана аккуратно

4

Допущены орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки

Допущены 1 -2 орфографические ошибки, 1 -3 пунктуационных и 1 -3 дисграфических ошибок, работа написана аккуратно, но допущены 1 -2 исправления

3

Допущены 3-4 орфографические ошибки и 4 пунктуационные ошибки или 5 орфографических ошибок

Допущены 3-5 орфографических ошибок, 3-4 пунктуационных, 4-5 дисграфических. Допущены 1-2 исправления

2

Допущены 5-8 орфографических ошибок

Допущено более 8 орфографических, 4 и более дисграфических ошибок.

 

Критерии оценивания техники чтения

Отметка

Программа общеобразовательной школы

Программа коррекционно-развивающего обучения для учащихся с ОВЗ

1 класс I полугодие

«5»

20 слов и более, без ошибок

 

Отметки не ставятся

«4»

15-20 слов, 1-2 ошибки

«3»

10-15 слов, 3-5 ошибок

«2»

Менее 10 слов, 6 и более ошибки

1 класс II полугодие

«5»

25-30 слов, без ошибок

20 слов и более, без ошибок

«4»

20-25слов, 1-2 ошибки

15-20 слов, 1-2 ошибки

«3»

15-20 слов, 3-5 ошибок

10-15 слов, 3-5 ошибок

«2»

Менее 15 слов, 6 и более ошибки

Менее 10 слов, 6 и более ошибки

2 класс I полугодие

«5»

35-40 слов, без ошибок

25-30 слов, без ошибок

«4»

30-35слов, 1-2 ошибки

20-25слов, 1-2 ошибки

«3»

25-30 слов, 3-5 ошибок

15-20 слов, 3-5 ошибок

«2»

Менее 20 слов, 6 и более ошибки

Менее 15 слов, 6 и более ошибки

2 класс II полугодие

«5»

45-50 слов, без ошибок

30-40 слов, без ошибок

«4»

40-45слов, 1-2 ошибки

25-30слов, 1-2 ошибки

«3»

35-40 слов, 3-5 ошибок

20-25 слов, 3-5 ошибок

«2»

Менее 35 слов, 6 и более ошибки

Менее 20 слов, 6 и более ошибки

3 класс I полугодие

«5»

55-60 слов, без ошибок

45-55 слов, без ошибок

«4»

50-55слов, 1-2 ошибки

40-45слов, 1-2 ошибки

«3»

45-50 слов, 3-5 ошибок

35-40 слов, 3-5 ошибок

«2»

Менее 45 слов, 6 и более ошибки

Менее 35 слов, 6 и более ошибки

3 класс II полугодие

«5»

65-70 слов, без ошибок

55-60 слов, без ошибок

«4»

60-65слов, 1-2 ошибки

50-55слов, 1-2 ошибки

«3»

55-60 слов, 3-5 ошибок

45-50 слов, 3-5 ошибок

«2»

Менее 55 слов, 6 и более ошибки

Менее 45 слов, 6 и более ошибки

 

 

Ошибки,  обусловленные  тяжелыми  нарушениями  речи  и  письма,  следует

рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются  замена  согласных,  искажение  звукобуквенного  состава  слов  (пропуски, перестановки,  добавления,  недописывание  букв,  замена  гласных,  грубое  искажение структуры  слова).  При  выставлении  оценки  все  однотипные  специфические  ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Дети,  которые  занимаются  с  логопедом,  не  освобождаются  от  написания

контрольных  диктантов  в  классе.  Оцениваются  такие  работы  в  зависимости  от индивидуальных успехов обучающихся.

При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка  «5»  ставится,  если  ученик  обнаруживает  осознанное  усвоение

грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления;

Оценка  «4»  ставится,  если  обучающийся  в  основном  обнаруживает  усвоение

изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3ошибки;

Оценка  «3»  ставится,  если  ученик  обнаруживает  недостаточное  понимание

изученного  материала,  затрудняется  в  применении  своих  знаний,  допускает  4-5  ошибок или не справляется с одним из заданий;

Оценка «2» не ставится.

 

 


 

Дата последнего обновления страницы 23.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения