Классный час в 7 классе «Давайте жить дружно!»
Учитель: Коротких Татьяна Александровна,
Учитель I квалификационной категории
МБОУ «Чекуевская СОШ»
Цель: сплочение классного коллектива
Задачи: активизировать знания обучающихся о человеческих взаимоотношениях; обучать способам выхода из конфликтных ситуаций; разработать «законы дружбы».
Представления о результатах:
-
Личностные: сформированность ценностно-смысловых установок, социальных компетенций и правосознания.
-
Метапредметные: развитие навыков работы в паре, группе, коллективе; сотрудничество с педагогом и со сверстниками.
-
Предметные: знания о типах и видах отношений.
Этап занятия |
Время |
Деятельность классного руководителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный |
5 мин. |
Беседа, предложение работы с пословицами |
Ответы на вопросы, участие в игре «Собери пословицу» |
Актуализация знаний |
15 мин. |
Организация индивидуальной и групповой работы |
Самостоятельная работа, обсуждение предложенных вопросов в группе |
Открытие новых знаний |
10 мин. |
Предложение психологических задач и воспитательных ситуаций |
Аудирование, решение ситуаций, аргументация выбора (работа в парах) |
Рефлексия |
10 мин. |
Оформление на доске «законов дружбы», предложенных обучающимися |
Выведение «законов дружбы» в группе, обсуждение. |
Ход классного часа
-
Организационный момент
Приветствие, положительный на строй на работу. (Упражнение “Подарим друг другу улыбку”)
- Ребята, сейчас я вам раздам пословицы, которые записаны необычным способом. Слова стоят на своих местах, но буквы внутри каждого слова перепутаны. Верните буквы на свои места и прочтите правильно пословицы. (на обсуждение 2 минуты)
Зеб дурга в зинжи гуто. Без друга в жизни туго.
Дург напозсяет в дебе. Друг познаётся в беде.
Дурга щи, а дешьнай гереби. Друга ищи, а найдёшь, береги.
Ен ийме 100 бурлей, а ийме 100 зейруд. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Сатрый рудг чулше выхно вдух. Старый друг лучше новых двух.
Обсуждение в группах, затем один представитель из группы зачитывает получившуюся пословицу. Учитель вывешивает на доску правильно собранную пословицу.
- Объясните, какой темой объединены эти пословицы. Знаете ли вы ещё пословицы о дружбе. (Дружба в делах помощница. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Легче друга потерять, чем найти. Что в другом не любишь, то и сам не делай.
Из века в век народ и дружил, и ссорился. Друг не гриб, в лесу не найдешь.)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? А чтобы обозначить тему классного часа, я предлагаю вам вспомнить известного кота Леопольда. Какая любимая фраза была у этого героя?
На доске открывается тема классного часа «Давайте жить дружно!»
-
Актуализация знаний
- Что же такое «дружба» в вашем понимании? (ответы детей)
В толковом словаре С.И.Ожегова это понятие объясняется так:
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Друг – это человек, который связан с тобой дружбой, близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов.
- А вы умеете дружить? Есть ли у вас друзья? (поднимите руки)
- А какими качествами обладают ваши друзья, какие они?
На столах у вас «ладошки», запишите на каждый «пальчик» те качества характера, которыми обладает ваш друг или хотите, чтобы у него были эти качества. (после выполнения работы ребята озвучивают написанное и вывешивают на доску «ладошки»)
Работа в группах
-
Нужна ли дружба?
-
Почему люди дружат?
-
Почему люди ценят дружбу?
(Каждой группе достаётся один из предложенных вопросов, на обсуждение от 3 до 5 минут, затем заслушиваем ответы).
-
Открытие новых знаний
Ребята, прочитайте эту пословицу : “Из века в век народ и дружил, и ссорился”
- Приходится ли ссориться друзьям?
- Мы не будем скрывать, что в нашей жизни иногда возникают ситуации, как в этом стихотворении.
Мы – друзья. Б.Заходер
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том, что он и я –
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём:
Даже вместе … отстаём!
Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка…
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
- А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она ещё смеётся:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
- Кому из вас хотелось бы, чтобы дружба выражалась таким способом? (Ответы детей)
– Как вы поступаете, чтобы помириться?
Вывод: мы видим, что ссоры могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!
Работа в парах (решение ситуативных задач – способы выхода из конфликта)
-
Ты договорился пойти с другом в кино, но опоздал к назначенному времени. Ты говоришь: «…»
-
Вы с другом в магазине увидели новый диск с играми – его мечтает купить каждый. Но у продавца остался только один экземпляр. Ваши действия…
-
Твои знакомые сообщают тебе, что твой друг виновен в серьезном проступке, и приводят доказательство этого. Как ты поступишь дальше?..
-
В твоем присутствии начинают говорить о твоем друге в восторженных тонах, несколько преувеличивая его достоинства. Как ты отреагируешь?..
-
При тебе неуважительно отозвались о твоем друге. Твои действия?..
-
К тебе пришел друг, но у тебя срочная работа. Что будешь предпринимать?..
Проверка
-
Рефлексия
- Ребята, а наш класс можно назвать дружным?
- Что вы можете предложить, чтобы у нас был дружный класс? Давайте создадим для нашего классного коллектива «Законы дружбы» - обсудите в группах, по каким правилам мы должны жить.
(Примерные законы)
-
Быть равными
-
Уважать внутренний мир друг друга
-
Быть бескорыстными и верными
-
Чувствовать ответственность друг за друга, поддерживать и помогать в трудных жизненных ситуациях
-
Беречь дружбу от насмешек, зависти, злости и обмана
- О чём мы должны задуматься, какой вывод для себя сделать?
- Как вы понимаете высказывание Льва Толстого «Трусливый друг страшнее врага, ибо на врага опасаешься, а на друга надеешься»
Упражнение “Спасибо, что ты рядом”.
Один из детей выходит к доске, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: “Спасибо, что ты рядом!” и т.д. Когда все ребята окажутся у доски, классный руководитель присоединяется к детям со словами “Спасибо, что вы рядом!”.