Анатация к рабочей программе по обществознанию 6 кл
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 года № 1897 Закона «Об образовании РФ» в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ), закона «Об образовании РБ» и примерной программой пообществознанию для общеобразовательных учреждений 6 - 9 классов под редакциейЛ.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой и др. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2011 год.
С учетом специфики подросткового эмоционального мира, а также с учетом того, что по учебному плану отводится примерно 60% времени на изучение нового материала, а остальное время предназначается для активного освоения курса в разнообразной индивидуальной и групповой деятельности (работа с учебным текстом и внетекстовыми компонентами учебной книги: рисунками, иллюстрациями, различными рубриками, познавательными заданиями, уроками-практикумами по каждой содержательной теме и т. п.). Рабочая программа ориентирована на 6 класс, рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.
Цели курса:
? воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
? развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
? формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоение учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
? овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
? формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
1. Познавательные:
? умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью;
? умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
? умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа;
? умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
? умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач;
? умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности;
? умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных технологий.
2. Информационно-коммуникативные:
? поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного типа;
? извлечение необходимой информации из источников, определение первостепенной информации;
? перевод информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации;
? умение развёрнуто обосновывать и аргументировать суждения;
? умение свободной работы с текстом разных стилей, владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;
? использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
? владение основными видами публичных выступлений.
3. Рефлексивные:
? понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
? объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств;
? владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней;
? оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни;
? осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности;
? умение отстаивать свою гражданскую позицию;
? осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.
Формы и методы работы:
? используемые технологии: проблемное обучение, технология проектов;
? формы организации учебной деятельности: коллективная (урок, лекция, семинар, олимпиада, конференция, КТД, лабораторные занятия), групповая (спецкурс, спецпрактикум, групповое занятие, учебное исследование, проектирование), индивидуальная (консультации, исследовательская работа, собеседование, индивидуальные планы работы).
Задачи:
? подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;
? формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;
? обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.
Региональный компонент в программе реализуется через следующие составляющие, содержание которых соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта:
? предметно-информационную: иметь знания об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни Забайкальского края; иметь представление об особенности социально-политической и социально-экономической жизни региона;
? деятельностно-коммуникативную: занимать активную гражданскую позицию в социально-экономической, духовной жизни региона; владеть практическими навыками решения определённых проблем, связанных с позитивными изменениями в жизни населения своего села;
? ценностно-ориентационную: быть готовым к оценке собственных возможностей в освоении будущей профессиональной дельности; принимать ценности другой группы, сообщества; уметь соотносить поставленные цели деятельности и результат, нести ответственность за результаты своей образовательной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Через выполнение государственных стандартов образования в условиях дифференцированного обучения (профильного и непрофильного) рабочая программа выполняет следующие функции: нормативную, целеполагающую, фиксацию содержания образования, оценочную.
В результате создаются условия для формирования на уровне понимания целостной картины мира системы ценностных ориентиров, образа себя (образ “я”), умения построения реалистичного жизненного плана на перспективу, основных умений выработки путей и способов достижения целей, потребности и умения самостоятельно учиться.
Формы организации учебного процесса:
? коллективная;
? групповая;
? индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
? содержания;
? обучающих средств;
? методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.
Место предмета в учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 272 часа. В том числе: в 6 классе – 34 часов, из расчета 1 час в неделю.
Тематическое планирование с основными видами учебной деятельности
№п/п |
Темы, раскрывающие (входящие в) данный раздел программы |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Глава 1 Человек в социальном измерении |
1 |
Человек - личность |
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. |
Раскрывает на конкретных примерах смысл понятия индивидуальность. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. |
2 |
Человек познает мир |
Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен. |
Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. |
3 |
Человек и его деятельность. |
«Птицу узнают по полёту, а человека – по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна. |
Характеризовать деятельность человека, ее отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выделения связи между деятельностью и формированием личности. |
4 |
Потребности человека |
Какие бывают потребности. «Не место красит человека.» Мир мыслей. Мир чувств. |
Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать и иллюстрировать |
5 |
На пути к жизненному успеху |
Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. |
Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формировать свою точку зрения на выбор пути достижения успеха. |
Глава 2 человек среди людей |
6 |
Межличностные отношения |
Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. |
Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявление сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям |
7 |
Человек в группе |
Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. |
Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. |
8 |
Общение |
Общение – форма отношения человека к окружающему миру, цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. |
Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей.иллюстрировать примерами различные стили общения. |
9 |
Конфликты в межличностных отношениях |
Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное решение конфликта. Как победить обиду и устранить конфликт. |
Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтах. |
Глава3. Нравственные основы жизни |
10 |
Человек славен добрыми делами |
Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. |
Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примерами, иллюстрирующие золотое правило морали. |
11 |
Будь смелым |
Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противостояние злу. |
На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости. Случаям преодоления людьми страха в критических ситуациях. |
12 |
Человек и человечность |
Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем кто, нуждается в поддержке. |
Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам. |
Описание учебно-методического обеспечения:
1) Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2013.
2) Методические рекомендации по курсу "Обществознание".6 кл. под.ред.Л.Ф. Иванова, Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2004 год.
3) "Обществознание".6 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под.ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. "Учитель".Волгоград.2009
Для учителя:
1) Промежуточная аттестация по обществознанию. 6 - 9 классы /Боголюбов Л. Н, Городецкая Н. И, Иванова Л. Ф. и др. – М: Просвещение, 2012
2) Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс / сост. Поздеев - М: ВАКО, 2013
Дополнительная литература:
1) Кравченко А. И. Обществознание, 6 класс, учебник. – М: Русское слово, 2008
Электронные ресурсы
1. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
2. http://socio.rin.ru/
3. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
4. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Планируемые результаты изучения предмета
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;