Аннотация Обществознание 6 класс ФГОС
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Порожская основная общеобразовательная  школа"

Аннотация Обществознание 6 класс ФГОС

 

 

Анатация к рабочей программе по обществознанию 6 кл

 

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10  года № 1897 Закона «Об образовании РФ» в ред.  Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ), закона «Об образовании РБ» и примерной программой пообществознанию для общеобразовательных учреждений 6 - 9 классов под редакциейЛ.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой и др. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2011 год.

 С учетом специфики подросткового эмоционального мира, а также с учетом того,  что по  учебному плану отводится примерно 60% времени  на изучение нового материала, а остальное время предназначается для активного освоения курса в разнообразной индивидуальной и групповой деятельности (работа с учебным текстом и внетекстовыми компонентами учебной книги: рисунками, иллюстрациями, различными рубриками, познавательными заданиями, уроками-практикумами по каждой содержательной теме и т. п.). Рабочая программа ориентирована на 6 класс, рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.

Цели курса:

?                     воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

?                     развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

?                     формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоение учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

?                     овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

?                     формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

1. Познавательные:

?                     умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью;

?                     умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

?                     умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа;

?                     умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

?                     умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач;

?                     умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности;

?                     умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных технологий.

2. Информационно-коммуникативные:

?                     поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного типа;

?                     извлечение необходимой информации из источников, определение первостепенной информации;

?                     перевод информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации;

?                     умение развёрнуто обосновывать и аргументировать суждения;

?                     умение свободной работы с текстом разных стилей, владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;

?                     использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

?                     владение основными видами публичных выступлений.

3. Рефлексивные:

?                     понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

?                     объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств;

?                     владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней;

?                     оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни;

?                     осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности;

?                     умение отстаивать свою гражданскую позицию;

?                     осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.

Формы и методы работы:

?                     используемые технологии: проблемное обучение, технология проектов;

?                     формы организации учебной деятельности: коллективная (урок, лекция, семинар, олимпиада, конференция, КТД, лабораторные занятия), групповая (спецкурс, спецпрактикум, групповое занятие, учебное исследование, проектирование), индивидуальная (консультации, исследовательская работа, собеседование, индивидуальные планы работы).

Задачи:

?                     подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;

?                     формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;

?                     обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.

Региональный компонент в программе реализуется через следующие составляющие, содержание которых соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта:

?                     предметно-информационную: иметь знания об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни Забайкальского края; иметь представление об особенности социально-политической и социально-экономической жизни региона;

?                     деятельностно-коммуникативную: занимать активную гражданскую позицию в социально-экономической, духовной жизни региона; владеть практическими навыками решения определённых проблем, связанных с позитивными изменениями в жизни населения своего села;

?                     ценностно-ориентационную: быть готовым к оценке собственных возможностей в освоении будущей профессиональной дельности; принимать ценности другой группы, сообщества; уметь соотносить поставленные цели деятельности и результат, нести ответственность за результаты своей образовательной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Через выполнение государственных стандартов образования в условиях дифференцированного обучения (профильного и непрофильного) рабочая программа выполняет следующие функции: нормативную, целеполагающую, фиксацию содержания образования, оценочную.

В результате создаются условия для формирования на уровне понимания целостной картины мира системы ценностных ориентиров, образа себя (образ “я”), умения построения реалистичного жизненного плана на перспективу, основных умений выработки путей и способов достижения целей, потребности и умения самостоятельно учиться.

Формы организации учебного процесса:

?         коллективная;

?         групповая;

?         индивидуальная. 

     Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной   организации:

?         содержания;

?         обучающих средств;

?         методов обучения.

   Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие,  игры-обсуждения.

Место предмета в учебном плане


         Для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 272 часа. В том числе: в 6 классе – 34  часов, из расчета 1 час в неделю.

Тематическое планирование с основными видами учебной деятельности

 

№п/п

Темы, раскрывающие (входящие в) данный раздел программы

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Глава 1  Человек в социальном измерении

1

Человек - личность

Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Раскрывает на конкретных примерах смысл понятия индивидуальность. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.

2

Человек познает мир

Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.

Характеризовать особенности познания человеком  мира и самого себя.

3

Человек и его деятельность.

«Птицу узнают по полёту, а человека – по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна.

Характеризовать  деятельность человека, ее отдельные виды. Описывать  и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выделения связи  между деятельностью и формированием личности.

4

Потребности человека

Какие бывают потребности. «Не место красит человека.» Мир мыслей. Мир чувств.

 Характеризовать    и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать и иллюстрировать

5

На пути к жизненному успеху

Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.

Характеризовать и конкретизировать  примерами роль труда в достижении успеха  в жизни. Формировать  свою точку зрения  на выбор пути  достижения успеха.

Глава 2 человек среди людей

6

Межличностные отношения

Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявление сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям

7

Человек в группе

Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе.  Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать    и иллюстрировать примерами групповые нормы.  Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.

8

Общение

Общение – форма отношения человека к окружающему миру, цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Характеризовать общение  как взаимные деловые и дружеские отношения людей.иллюстрировать примерами  различные стили общения.

9

Конфликты в межличностных отношениях

Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное решение конфликта. Как победить обиду и устранить конфликт.

Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтах.

Глава3.  Нравственные основы жизни

10

Человек славен  добрыми делами

Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали.  Учимся делать добро.

Характеризовать    и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примерами, иллюстрирующие  золотое правило морали.

11

Будь смелым

Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противостояние злу.

На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости. Случаям преодоления людьми страха в критических ситуациях.

12

Человек и человечность

Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям.  Внимание к тем кто, нуждается в поддержке.

Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам.

 

Описание учебно-методического обеспечения:

1)                      Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2013.

2)                     Методические рекомендации по курсу "Обществознание".6 кл. под.ред.Л.Ф. Иванова, Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2004 год.

3)                      "Обществознание".6 класс. Поурочное планирование по учебнику  Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под.ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько.  "Учитель".Волгоград.2009

Для учителя:

1)                Промежуточная аттестация по обществознанию. 6 - 9 классы /Боголюбов Л. Н, Городецкая Н. И, Иванова Л. Ф. и др. – М: Просвещение, 2012

2)                Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс / сост. Поздеев - М: ВАКО, 2013

Дополнительная литература:

1)                Кравченко А. И. Обществознание, 6 класс, учебник. – М: Русское слово, 2008

 

 

Электронные ресурсы

1.      http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html

2.      http://socio.rin.ru/

3.      http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.

4.      http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

5.      http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

 

Планируемые результаты изучения предмета

  Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

 

Дата последнего обновления страницы 14.10.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения