Аннотация Изобразительное искусство 5-8 классы ФГОС
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Порожская основная общеобразовательная  школа"

Аннотация Изобразительное искусство 5-8 классы ФГОС

 

   

Анатация к программе «Искусство. Изобразительное искусство» 5-8 кл.

 

   Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 класса составлена  на основе документов:

1)  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

2) Закона «Об образовании в Российской Федерации» от  01 сентября 2013 г.;

3) Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4) Приказа Министерства образования и науки РФ « Об утверждении  федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях;             

5) Авторской программы С.П.Ломова;

6) Учебного плана  и положения о рабочих программах МБОУ «Порожская ОШ».

 

 

        В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 5-8 классах отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

 

 

             Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества

Выпускник научится:

• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Выпускник получит возможность научиться:

• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

• различать произведения разных эпох, художественных стилей;

• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выпускник научится:

• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;

• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

Язык пластических искусств и художественный образ

Выпускник научится:

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

• анализировать средства выразительности, используемые художни-ками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художест-венного образа.

Виды и жанры изобразительного искусства

Выпускник научится:

• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться:

• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 Результаты освоения курса изобразительного искусства в основной общеобразовательной школе.

Личностные результаты:

·       сформированность гуманистических и демократических ориентаций, основ гражданственности, любви к семье, людям, своей стране, уважения к традициям и культуре других народов, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;

·         сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

·         сформированность самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

·         сформированность представлений о нравственных нормах;

·         развитость воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;

·         способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;

·         способность к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией;

·         наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

·         сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

·         умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебные действия и оценивать результат;

·         умение определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения;

·         умение использовать для решения художественных задач средства информационных и коммуникационных технологий;

·         умение использовать для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

·         умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение, осуществлять совместную деятельность.

Предметные результаты:

·         сформированность художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

·         овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

·         сформированность навыков работы различными художественными материалами и в разных художественных техниках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Планируемые образовательные результаты освоения курса изобразительного искусства в 5 классе

Личностные результаты

К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

·         основы гражданской идентичности — чувство гордости за свою Родину, любви к своему краю, осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов России и мира;

·         мотивация учебной деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений;

·         ориентация на образец поведения «хорошего ученика», на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

·         эстетические потребности, ценности и чувства.

Метапредметные результаты

  • - способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • умение соблюдать последовательность выполнения изображения;
  • умение выбирать и использовать различные художественные материалы для выполнения изображения;
  • умение проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;
  • умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки.

Предметные результаты

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

·         отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;

·         первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, ритм, тон, объем, конструкция, пропорции, цвет, колорит, светотень и т. д.), их роль в эстетическом восприятии произведений;

·         композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

·         основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;

·         особенности местных традиций в резьбе и росписи русских прялок;

·         основные виды декоративно-прикладного искусства и дизайна;

·         ведущие художественные музеи России и мира;

·         памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края.

Обучающиеся должны уметь:

·         рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего;

·         изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении (идет, бежит, прыгает, играет в волейбол и т. д.);

·         использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;

·         самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных.

 

 

Результаты освоения курса изобразительного искусства в 6 классе

Личностные результаты                               У обучающихся должны быть сформированы:

·         мотивация достижения результата, стремление к совершенствованию своих способностей;

·         морально-этические суждения, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы;

·         эстетические суждения, ценности и чувства.

Метапредметные результаты                     У обучающихся должны быть сформированы:

·         умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, искать средства ее осуществления;

·         умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

·         умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, работать в группе, коллективе, взаимодействовать с партнером, слушать и слышать собеседника;

·         умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок;

·         умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·         умение воспринимать и оценивать шедевры русского и мирового искусства, проводить анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;

·         умение давать эстетическую оценку произведениям изобразительного искусства, предметам быта, разработанным народными мастерами, дизайнерами и сопровождающим жизнь человека.

Предметные результаты     К концу учебного года учащиеся должны знать:

·         закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

·         различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью и другими художественными материалами;

·         особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

·         особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта;

·         отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего времени;

·         ведущие художественные музеи России и мира.

Обучающиеся должны уметь:

·         видеть цветовое богатство  мира и передавать свои впечатления в рисунках;

·         выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

·         анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности двух предметов;

·         пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т. д. в процессе рисования с натуры и на темы;

·         передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;

·         применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности;

·         разрабатывать эскизы интерьеров, композиции эскизов печатной продукции, эскизы костюмов.

 

Результаты освоения курса изобразительного искусства в 7 классе

Личностные результаты                                У обучающихся должны быть сформированы:

·         умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

·         самооценка, умение адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; умение осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение уважать себя и верить в успех;

·         морально-этические суждения, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;

·         воображение, образное мышление, пространственные представления, сенсорные способности.

Метапредметные результаты                            У обучающихся должны быть сформированы:

·         умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления;

·         умение проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

·         умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

·         умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·         умение представлять информацию средствами ИКТ в графическом виде: таблицы, графики и пр.

Предметные результаты освоения курса

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

·         анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество родного края;

·         отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; отличительные особенности мемориала;

·         систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

·         видеть прекрасное в предметах и явлениях, в произведениях изобразительного и ДПИ; передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;

·         в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;

·         изображать с натуры, по памяти и представлению отдельные предметы и натюрморты, человека с передачей его пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;

·         при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;

·         определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;

·         при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т. п.), ландшафта, интерьера и времени действия;

·         сопоставлять двух героев литературного произведения,  средствами художественной выразительности: контрасты светлого и темного, большого и маленького, динамичного и неподвижного, теплого и холодного, красивого и уродливого и т. д.;

·         в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла;

 

Результаты освоения курса изобразительного искусства в 8 классе

Личностные результаты

К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

— внутренняя позиция обучающегося, основанная на поиске и установлении личностного смысла («значения для себя») учения;

— способность к самооценке, самоконтролю;

— владение познавательной и личной рефлексией;

— мотивация к творческому труду, работе на результат.

Метапредметные результаты

К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

— умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализациии искать средства ее осуществления;

— умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебные действия и оценивать результат;

— умение определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения;

— умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение, осуществлять совместную деятельность.

Предметные результаты

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

— виды и жанры изобразительного искусства;

— прикладное искусство и дизайн;

— ведущие музеи мира и России;

— последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности — по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;

— систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).

Обучающиеся должны уметь:

— самостоятельно проводить развернутый анализ идейного содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства, соотнося их с произведениями литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;

— активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы, иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, дизайн);

— самостоятельно применять художественно-выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план:

 

Виды занятий

Кол-во часов

5 класс

Кол-во часов

6 класс

Кол-во часов

7 класс

Кол-во часов

8 класс

Рисование с натуры

8

8

8

12

Рисование на темы, по памяти и представлению

13

13

13

13

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн

10

10

10

10

Беседы по изобразительному искусству и красоте вокруг нас

3

3

3

В процессе

Итого

34

34

34

34

                                  

Тематическое планирование . 5 класс.

 

Тема раздела.

Кол. час

1

Рисунок

9

2

Живопись

10

3

Композиция.

4

4

Архитектура.

2

5

Скульптура.

3

6

ДПИ.

4

7

Художественные музеи  мира.

2

 

Всего

34

 

Тематическое планирование. 6 класс.

 

Тема раздела

Кол. часов

1

Рисунок .

12

2

Живопись.

12

3

Композиция.

2

4

Декоративное искусство.

3

5

Дизайн.

2

6

Беседы об искусстве.

3

 

Всего

34

                                         

Тематическое планирование. 7 класс.

 

Тема раздела

Кол. часов

1

Рисунок .

12

2

Живопись.

7

3

Композиция.

4

4

Декоративное искусство.

6

5

Дизайн.

2

6

Беседы об искусстве.

3

 

Всего

34

                                          

 

 

Тематическое планирование. 8 класс.

 

Тема раздела

Кол. часов

1

Рисунок .

12

2

Живопись.

10

3

Композиция.

6

5

Дизайн.

6

6

Беседы

В процессе занятий

 

Всего

34

 

Рабочая программа   ориентирована  на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Программа для общеобразовательных учреждений. / С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Карамзина, Н.С.Иванова, Н.Е.Долгоаршинных. – М.: Дрофа, 2017.

2. Ломов С.П. Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Карамзина. – М.: Дрофа, 2017.

3. Ломов С.П. Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику С.П.Ломова, С.Е.Игнатьева, М.В.Карамзиной / С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Карамзин. – М.: Дрофа, 2017.

 

Дата последнего обновления страницы 14.10.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения