Анатация к программе «Искусство. Изобразительное искусство» 5-8 кл.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 класса составлена на основе документов:
1) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
2) Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 01 сентября 2013 г.;
3) Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4) Приказа Министерства образования и науки РФ « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях;
5) Авторской программы С.П.Ломова;
6) Учебного плана и положения о рабочих программах МБОУ «Порожская ОШ».
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 5-8 классах отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей;
• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художни-ками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художест-венного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения курса изобразительного искусства в основной общеобразовательной школе.
Личностные результаты:
· сформированность гуманистических и демократических ориентаций, основ гражданственности, любви к семье, людям, своей стране, уважения к традициям и культуре других народов, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
· сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· сформированность самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
· сформированность представлений о нравственных нормах;
· развитость воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
· способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;
· способность к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной рефлексией;
· наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
· сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
· умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебные действия и оценивать результат;
· умение определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения;
· умение использовать для решения художественных задач средства информационных и коммуникационных технологий;
· умение использовать для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
· умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты:
· сформированность художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
· овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
· сформированность навыков работы различными художественными материалами и в разных художественных техниках.
Планируемые образовательные результаты освоения курса изобразительного искусства в 5 классе
Личностные результаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
· основы гражданской идентичности — чувство гордости за свою Родину, любви к своему краю, осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов России и мира;
· мотивация учебной деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений;
· ориентация на образец поведения «хорошего ученика», на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
· эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты
- - способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- умение соблюдать последовательность выполнения изображения;
- умение выбирать и использовать различные художественные материалы для выполнения изображения;
- умение проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;
- умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки.
Предметные результаты
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
· отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
· первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, ритм, тон, объем, конструкция, пропорции, цвет, колорит, светотень и т. д.), их роль в эстетическом восприятии произведений;
· композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
· основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;
· особенности местных традиций в резьбе и росписи русских прялок;
· основные виды декоративно-прикладного искусства и дизайна;
· ведущие художественные музеи России и мира;
· памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края.
Обучающиеся должны уметь:
· рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего;
· изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении (идет, бежит, прыгает, играет в волейбол и т. д.);
· использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;
· самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных.
Результаты освоения курса изобразительного искусства в 6 классе
Личностные результаты У обучающихся должны быть сформированы:
· мотивация достижения результата, стремление к совершенствованию своих способностей;
· морально-этические суждения, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы;
· эстетические суждения, ценности и чувства.
Метапредметные результаты У обучающихся должны быть сформированы:
· умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, искать средства ее осуществления;
· умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
· умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, работать в группе, коллективе, взаимодействовать с партнером, слушать и слышать собеседника;
· умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок;
· умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
· умение воспринимать и оценивать шедевры русского и мирового искусства, проводить анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;
· умение давать эстетическую оценку произведениям изобразительного искусства, предметам быта, разработанным народными мастерами, дизайнерами и сопровождающим жизнь человека.
Предметные результаты К концу учебного года учащиеся должны знать:
· закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
· различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью и другими художественными материалами;
· особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
· особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта;
· отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего времени;
· ведущие художественные музеи России и мира.
Обучающиеся должны уметь:
· видеть цветовое богатство мира и передавать свои впечатления в рисунках;
· выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
· анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности двух предметов;
· пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т. д. в процессе рисования с натуры и на темы;
· передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;
· применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности;
· разрабатывать эскизы интерьеров, композиции эскизов печатной продукции, эскизы костюмов.
Результаты освоения курса изобразительного искусства в 7 классе
Личностные результаты У обучающихся должны быть сформированы:
· умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
· самооценка, умение адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; умение осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение уважать себя и верить в успех;
· морально-этические суждения, знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;
· воображение, образное мышление, пространственные представления, сенсорные способности.
Метапредметные результаты У обучающихся должны быть сформированы:
· умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления;
· умение проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
· умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
· умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· умение представлять информацию средствами ИКТ в графическом виде: таблицы, графики и пр.
Предметные результаты освоения курса
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
· анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество родного края;
· отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; отличительные особенности мемориала;
· систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
· видеть прекрасное в предметах и явлениях, в произведениях изобразительного и ДПИ; передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;
· в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;
· изображать с натуры, по памяти и представлению отдельные предметы и натюрморты, человека с передачей его пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;
· при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;
· определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;
· при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т. п.), ландшафта, интерьера и времени действия;
· сопоставлять двух героев литературного произведения, средствами художественной выразительности: контрасты светлого и темного, большого и маленького, динамичного и неподвижного, теплого и холодного, красивого и уродливого и т. д.;
· в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла;
Результаты освоения курса изобразительного искусства в 8 классе
Личностные результаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
— внутренняя позиция обучающегося, основанная на поиске и установлении личностного смысла («значения для себя») учения;
— способность к самооценке, самоконтролю;
— владение познавательной и личной рефлексией;
— мотивация к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
— умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализациии искать средства ее осуществления;
— умение самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности, планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать учебные действия и оценивать результат;
— умение определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения;
— умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое мнение, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
— виды и жанры изобразительного искусства;
— прикладное искусство и дизайн;
— ведущие музеи мира и России;
— последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности — по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;
— систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).
Обучающиеся должны уметь:
— самостоятельно проводить развернутый анализ идейного содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства, соотнося их с произведениями литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;
— активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы, иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, дизайн);
— самостоятельно применять художественно-выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.
Учебно-тематический план:
Виды занятий |
Кол-во часов
5 класс |
Кол-во часов
6 класс |
Кол-во часов
7 класс |
Кол-во часов
8 класс |
Рисование с натуры |
8 |
8 |
8 |
12 |
Рисование на темы, по памяти и представлению |
13 |
13 |
13 |
13 |
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн |
10 |
10 |
10 |
10 |
Беседы по изобразительному искусству и красоте вокруг нас |
3 |
3 |
3 |
В процессе |
Итого |
34 |
34 |
34 |
34 |
Тематическое планирование . 5 класс.
№ |
Тема раздела. |
Кол. час |
1 |
Рисунок |
9 |
2 |
Живопись |
10 |
3 |
Композиция. |
4 |
4 |
Архитектура. |
2 |
5 |
Скульптура. |
3 |
6 |
ДПИ. |
4 |
7 |
Художественные музеи мира. |
2 |
|
Всего |
34 |
Тематическое планирование. 6 класс.
№ |
Тема раздела |
Кол. часов |
1 |
Рисунок . |
12 |
2 |
Живопись. |
12 |
3 |
Композиция. |
2 |
4 |
Декоративное искусство. |
3 |
5 |
Дизайн. |
2 |
6 |
Беседы об искусстве. |
3 |
|
Всего |
34 |
Тематическое планирование. 7 класс.
№ |
Тема раздела |
Кол. часов |
1 |
Рисунок . |
12 |
2 |
Живопись. |
7 |
3 |
Композиция. |
4 |
4 |
Декоративное искусство. |
6 |
5 |
Дизайн. |
2 |
6 |
Беседы об искусстве. |
3 |
|
Всего |
34 |
Тематическое планирование. 8 класс.
№ |
Тема раздела |
Кол. часов |
1 |
Рисунок . |
12 |
2 |
Живопись. |
10 |
3 |
Композиция. |
6 |
5 |
Дизайн. |
6 |
6 |
Беседы |
В процессе занятий |
|
Всего |
34 |
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Программа для общеобразовательных учреждений. / С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Карамзина, Н.С.Иванова, Н.Е.Долгоаршинных. – М.: Дрофа, 2017.
2. Ломов С.П. Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Карамзина. – М.: Дрофа, 2017.
3. Ломов С.П. Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику С.П.Ломова, С.Е.Игнатьева, М.В.Карамзиной / С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, М.В.Карамзин. – М.: Дрофа, 2017.