Литературное чтение
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы по литературному чтению и авторской программы Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. М.: «Просвещение»,2014г.
К учебникам Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 1кл.1часть, 2-4 класс в 2 частях, М: «Просвещение», 2012-2014 г.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
• «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 №273 –ФЗ;
• Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
• Приказ Минобрнауки от 22 сентября 2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643
"О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
• Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…»;
• Устав ОУ;
• Программа развития ОУ;
• Образовательная программа ОУ.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:
· Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
· Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
· Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
· Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
Авторская
программа |
Рабочая
программа |
Рабочая программа по классам |
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
|
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ |
|
|
|
|
|
|
1. |
Добукварный период |
14 |
14 |
14 |
|
|
|
2. |
Букварный период |
53 |
62 |
62 |
|
|
|
3. |
Послебукварный период |
16 |
16 |
16 |
|
|
|
4. |
Резервные уроки |
9 |
|
|
|
|
|
|
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ |
|
|
|
|
|
|
5. |
Вводный урок по курсу литературного чтения |
4 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6. |
Жили-были буквы |
7 |
7 |
7 |
|
|
|
7. |
Сказки, загадки, небылицы |
7 |
7 |
7 |
|
|
|
8. |
Апрель, апрель. Звенит капель... |
5 |
6 |
6 |
|
|
|
9. |
И в шутку и всерьёз |
20 |
21 |
7 |
14 |
|
|
10. |
Я и мои друзья |
15 |
16 |
6 |
10 |
|
|
11. |
О братьях наших меньших |
17 |
18 |
6 |
12 |
|
|
12. |
Устное народное творчество |
29 |
29 |
|
15 |
14 |
|
13. |
Люблю природу русскую. Осень |
8 |
8 |
|
8 |
|
|
14. |
Русские писатели |
14 |
15 |
|
15 |
|
|
15. |
Из детских журналов |
9 |
9 |
|
9 |
|
|
16. |
Люблю природу русскую. Зима |
9 |
9 |
|
9 |
|
|
17. |
Писатели – детям |
17 |
17 |
|
17 |
|
|
18. |
Люблю природу русскую. Весна |
9 |
9 |
|
9 |
|
|
19. |
Литература зарубежных стран |
12 |
13 |
|
13 |
|
|
20. |
Самое великое чудо на свете |
6 |
6 |
|
4 |
2 |
|
21. |
Поэтическая тетрадь 1 |
11 |
15 |
|
|
15 |
|
22. |
Великие русские писатели |
26 |
26 |
|
|
26 |
|
23. |
Поэтическая тетрадь 2 |
14 |
14 |
|
|
14 |
|
24. |
Литературные сказки |
25 |
21 |
|
|
9 |
12 |
25. |
Были – небылицы |
10 |
10 |
|
|
10 |
|
26. |
Люби живое |
16 |
16 |
|
|
16 |
|
27. |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок |
12 |
12 |
|
|
12 |
|
28. |
По страницам детских журналов |
8 |
8 |
|
|
8 |
|
29. |
Зарубежная литература |
23 |
19 |
|
|
9 |
10 |
30. |
Летописи, былины, жития |
11 |
9 |
|
|
|
9 |
31. |
Чудесный мир классики |
22 |
16 |
|
|
|
16 |
32. |
Поэтическая тетрадь |
25 |
18 |
|
|
|
18 |
33. |
Делу время – потехе час |
9 |
7 |
|
|
|
7 |
34. |
Страна детства |
8 |
7 |
|
|
|
7 |
35. |
Природа и мы |
12 |
12 |
|
|
|
12 |
36. |
Родина |
8 |
6 |
|
|
|
6 |
37. |
Страна Фантазия |
7 |
5 |
|
|
|
5 |
38. |
Резервные часы |
13 |
|
|
|
|
|
|
Итого: |
540 ч |
506 ч |
132 ч |
136 ч |
136 ч |
102 ч |
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.