Классный час "Права и обязанности ребёнка"
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Порожская основная общеобразовательная  школа"

Классный час "Права и обязанности ребёнка"

 

 

Автор: Балан Анна Валентиновна

Учитель начальных классов

МБОУ «Порожская ОШ»

Тема: «Права и обязанности ребёнка»

 

Цели:

  • Обучающие: обобщить знания детей об их правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
  • Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

 

Задачи: Закрепить знания детей об основных правах и обязанностях ребенка.

 

Планируемый результат: выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами в повседневной жизни;

1.     В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:

• ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

• развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

2.     В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме;

3.     В сфере познавательных универсальных учебных действий получат возможность научиться:

• осуществлять поиск информации о правах и обязанностях;

• строить речевое высказывание в устной форме;

• осуществлять анализ предлагаемых объектов;

4.     В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

• формулировать собственное мнение и позицию;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• контролировать действия партнёра;

•адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

 

Ход занятия

1. Приветствие:

Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!

У: Радостно от того, что мы собрались снова вместе для серьёзного разговора.

 

2. Целеполагание: (рассказывают 2 ученика)

Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду! (слайд 1)

У: Как понимать последние слова?

- Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей.

Почему? (В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации» «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре).

А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка (слайд 2)

 

3. Объявление темы и постановка цели занятия.

У: Давайте попробуем разобраться, какие права и обязанности вы имеете в повседневной жизни.

- Прочитайте тему нашего классного часа («Права и обязанности ребёнка»)

- Как вы понимаете, что такое право? …

-Из словаря Ожегова: «Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять» (слайд 3)

- Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? ….(Конечно, ваши родители, семья.)

- Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире. 20 ноября 1989 года эта организация приняла очень важный документ «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – это договор, который должен обязательно исполняться. В нём говорится, что государства, подписавшие его, взяли на себя обязательства заботиться о детях. Наша страна тоже подписалась под этим документом.

- В Конвенции 54 статьи.

- Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

- Но прежде я хотела бы вам предложить задание: подумайте и обсудите в группах, какие права вы имеете, и какие хотели бы иметь.

 

4.Работа в группах. (Учитель помогает в случае затруднения.)

У: Вам интересно сравнить, что придумали вы сами, ребята, и что записано в этом документе? Выступления представителей групп.

- Мы сегодня работаем по группам-командам не случайно: я пожелаю вам, чтобы вы в своей группе дали каждому ученику право выступить, ответить.

(Учитель вывешивает на доске плакаты с надписями прав ребенка и зачитывает некоторые).

Право на жизнь (жить и воспитываться в семье, насколько это возможно);

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на личную жизнь.

Право иметь имущество.

Право свободно выражать свои взгляды /мнение/.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на защиту от эксплуатации и насилия.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на неприкосновенность жилищ.

Право на защиту своих прав (слайд 4)

- Давайте на примере литературных героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.

 

5.Практическая часть классного часа

1. Игра «Какими правами пользуются герои вашей книги?».

Чуковский К. «Айболит», Толстой А. Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Крылов И. А. «Стрекоза и муравей» (слайд 5)

2.Ответьте сказочному герою, пользуясь статьями конвенции.

Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».

Козлята… Не имеешь права вторгаться в жилище, оно неприкосновенно.

Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

Маша:… Не имеешь права меня эксплуатировать.

Лиса: «Серая Шейка, я тебя всё равно съем».

Серая Шейка:… Не имеешь права лишать меня жизни.

Маленькая разбойница: «Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице».

Герда… Не имеешь права лишать меня имущества (слайд 6)

3.Викторина «Нарушение прав литературных героев».

1) В какой сказке нарушено право на жизнь?

2) У каких известных героев нарушено право на отдых и досуг?

3) Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? 

4) В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (слайд 7)

4.Вывод:

У: Почему же было плохо литературным героям? (Были нарушены их права /кто-то нарушал их права)

- Какой вывод можно сделать? (Нельзя нарушать чужие права / надо их уважать чужие)

У: Давайте посмотрим, что ещё кроме прав вы имеете.

 

6. Обязанности. Анализ ситуаций

У: Разыграем сценку: приглашаю девочку и мальчика.

Девочка: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

У: Кто прав?

 Почему Дима должен был выучить стих?

- О чем забыл Дима в  сценке? (Об обязанностях)

Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях

У:Как вы понимаете, что такое обязанности? .

- Обратимся к словарю: «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения»  (слайд 8)

У: Какие же у вас есть обязанности?

 

7. Работа в группах.

- Какие обязанности у вас есть? Обсудите в группах.

 Обязанности:

слушаться родителей, принимать их заботу и воспитание;

соблюдать правила поведения дома и в общественных местах,

соблюдать правила поведения в школе (слайд 9)

У: Давайте повторим некоторые из них:

1.Добросовестно учись.

2.Соблюдай дисциплину

3. Не пропускай занятия без уважительной причины.

4. Аккуратно веди свой дневник

5.Береги школьное имущество.

6.Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.

7.Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.

9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет (слайд 10).

 

8. Итог.

У: Давайте подведём итоги:

В каком документе записаны права детей?

Какой организацией он был принят?

Какие права-положения из конвенции вы узнали и запомнили?

Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить? (Что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом, семьёй)

А ещё? (Уважай чужие права!)

- И на память я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником вашей школьной жизни.

- И всему классу я дарю календарь в наш классный уголок.

- А какое право отмечено в календаре? (Право на отдых)

- Какое ещё право вы приобрели? (Владеть имуществом)

- На этом наш классный час подошел к концу.

- Спасибо за работу и активное участие (слайд 11)

Для сценки:

Девочка: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

 

Памятка каждому ученику:

Обязанности школьника.

1.Добросовестно учись.

2.Соблюдай дисциплину

3. Не пропускай занятия без уважительной причины.

4. Аккуратно веди свой дневник

5.Береги школьное имущество.

6.Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.

7.Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.

9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях.

 

 

Презентация "Права и обязанности ребёнка"
Дата последнего обновления страницы 17.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения