Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Порожская основная общеобразовательная  школа"

Рабочая программа по информатике 8-9 классы

 

 

«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей  - предметников

Руководитель МО Воронцова Л.И.

_____________________

Протокол № ____

от «___» _________20__ г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора школы  по УВР  

Курицына О.Д.

____________________  

  «___»_________20__ г.

 

 

«Утверждаю»

 Директор школы

 Лаврентьева Н.В.

___________________

 «___» ________20__ г.

  

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Порожская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

По предмету  - информатика

Класс -  8-9

Количество часов по программе –  102

 

 

 

 

 

 

 

Программа составлена учителем информатики

Ворониной Надеждой Алексеевной

Первая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Порог

2017 год

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по информатике и ИКТ в 8-9 классах

2017-2018 учебный год

 

Пояснительная записка

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.). Курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 102 учебных часа, в том числе в VIII классе – 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю) и в IX классе – 68 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю).

Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебников «Информатика и ИКТ» для 8 класса  и для 9 класса .

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы базового курса информатики , разработанной авторами учебников  Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ , рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках , что способствует лучшему его освоению учениками. За счет резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики , в рабочую программу включены уроки итогового тестирования по изученным темам.

Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

   освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

   овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

   воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

   выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

   систематизировать подходы к изучению предмета;

   сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

   научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

   показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

   сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования.

Содержание дисциплины (102 часа)

8 класс (34 час.)

  1. Человек и информация – 6 час.

Учащиеся должны знать:

?    связь между информацией и знаниями человека;

?    что такое информационные процессы;

?    какие существуют носители информации;

?    функции языка как способа представления информации;

?   что такое естественные и формальные языки;

?    как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);

?    что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Учащиеся должны уметь:

?    приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

?    определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

?    приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

?    измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

?    пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

?    пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

  1. Первое знакомство с компьютером – 7 час.

Учащиеся должны знать:

?    правила техники безопасности и при работе на компьютере;

?    состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

?    основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

?    структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

?    типы и свойства устройств внешней памяти;

?    типы и назначение устройств ввода/вывода;

?    сущность программного управления работой компьютера;

?    принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

?    назначение программного обеспечения и его состав.

Учащиеся должны уметь:

?    включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой;

?    ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

?    инициализировать выполнение программ из программных файлов;

?    просматривать на экране каталог диска;

?    выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

?    использовать антивирусные программы.

 

  1. Текстовая информация и компьютер – 10 час.

Учащиеся должны знать:

?    способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

?    назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

?    основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Учащиеся должны уметь:

?    набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

?    выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

?    сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

  1. Графическая информация и компьютер – 5 час.

Учащиеся должны знать:

?    способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

?    какие существуют области применения компьютерной графики;

?    назначение графических редакторов;

?    назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Учащиеся должны уметь:

?    строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

?    сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

 

  1. Технология мультимедиа – 6 час.

Учащиеся должны знать:

?      что такое мультимедиа;

?      принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

?      основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

?      создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

 

 

9 класс (68 час.)

  1. Передача информации в компьютерных сетях – 10 час.

Учащиеся должны знать:

?    что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

?    назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

?    назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

?    что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

Учащиеся должны уметь:

?    осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

?    осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

?    осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

?    работать с одной из программ-архиваторов.

 

  1. Информационное моделирование – 5 час.

Учащиеся должны знать:

?    что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

?    какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

?   приводить примеры натурных и информационных моделей;

?   ориентироваться в таблично организованной информации;

?   описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

 

  1. Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час.

Учащиеся должны знать:

?    что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;

?    что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

?    структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

?    что такое логическая величина, логическое выражение;

?    что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

?    открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

?    организовывать поиск информации в БД;

?    редактировать содержимое полей БД,

?    сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;

?    создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

  1. Табличные вычисления на компьютере – 10 час.

Учащиеся должны знать:

?    что такое электронная таблица и табличный процессор;

?    основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

?    какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

?    основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

?    графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

?    открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

?    редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

?    выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

?    получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

?    создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

  1. Управление и алгоритмы – 11 час.

Учащиеся должны знать:

?    что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

?    сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

?    что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

?    в чем состоят основные свойства алгоритма;

?    способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

?    основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

?    назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

?    при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

?    пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

?    выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

?    составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

?    выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

  1. Программное управление работой компьютера – 14 час.

Учащиеся должны знать:

?    основные виды и типы величин;

?    назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;

?   правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;

?    последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

?    работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

?    составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

?    составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

?    отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

  1. Информационные технологии и общество 6 час.

Учащиеся должны знать:

?    основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

?    историю способов записи чисел (систем счисления);

?    основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

?    в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

?    регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:

8 класс

Учащиеся должны знать:

       связь между информацией и знаниями человека;

       что такое информационные процессы;

       какие существуют носители информации;

       функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

       как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

       что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

       правила техники безопасности и при работе на компьютере;

       состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

       основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

       структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

       типы и свойства устройств внешней памяти;

       типы и назначение устройств ввода/вывода;

       сущность программного управления работой компьютера;

       принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

       назначение программного обеспечения и его состав.

       способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

       назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

       основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

       способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

       какие существуют области применения компьютерной графики;

       назначение графических редакторов;

       назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

       что такое мультимедиа;

       принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

       основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

       приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

       определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

       приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

       измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

       пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

       пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

       включать и выключать компьютер;

       пользоваться клавиатурой;

       ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

       инициализировать выполнение программ из программных файлов;

       просматривать на экране каталог диска;

       выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

       использовать антивирусные программы.

       набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

       выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

       сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

       строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

       сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

       создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

       создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

       организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:

9  класс

Учащиеся должны знать/понимать:

       что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

       назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

       назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

       что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

       что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

       какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

       что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;

       что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

       структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

       что такое логическая величина, логическое выражение;

       что такое логические операции, как они выполняются.

       что такое электронная таблица и табличный процессор;

       основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

       какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

       основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

       графические возможности табличного процессора.

       что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

       сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

       что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

       в чем состоят основные свойства алгоритма;

       способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

       основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

       назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

       основные виды и типы величин;

       назначение языков программирования и систем программирования;

       что такое трансляция;

       правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;

       последовательность выполнения программы в системе программирования.

       основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

       историю способов записи чисел (систем счисления);

       основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

       в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

       осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;

       осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

       осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

       работать с одной из программ-архиваторов.

       приводить примеры натурных и информационных моделей;

       ориентироваться в таблично организованной информации;

       описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

       открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

       организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;

       сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;

       создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

       открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

       редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

       выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

       получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

       создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

       при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

       пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

       выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

       составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;

       выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

       работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

       составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

       составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

       отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

       регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

       создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

       проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;

       создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

       организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

I. Учебно-методический комплект

8 класс

1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:

9 класс

1. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:

 

II. Литература для учителя

1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.07.10).

4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL:

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc (дата обращения: 01.07.10).

5. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar (дата обращения: 01.07.10).

6. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar (дата обращения: 01.07.10).

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

3. Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

4. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

5. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

 

  

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

8 КЛАСС

2016/2017 учебный  год.

  урока

Название раздела   и темы урока

Кол-во часов

 

Содержание раздела

Лабораторные и практические работы

Контрольные и самостоятельные работы

Дата проведения урока

 

Человек и информация

6

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8–9 классах.

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы

Измерение информации. Единицы измерения информации.

 

 

 

 

1

Техника безопасности. Предмет информатики. Информация и знания

 

 

 

2

Восприятие и представление информации

 

 

 

3

Информационные процессы

 

 

 

4

Измерение информации

 

 

 

5

Подготовка к итоговому тестированию. Выполнение практического задания №1

П/р. №1 «Освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером»

 

 

6

Итоговое тестирование по разделу «Человек и информация»

 

Итоговое тестирование по разделу «Человек и информация»

 

 

Первое знакомство с компьютером

7

 

 

 

 

7

Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

 

 

 

 

8

Устройство ПК и его основные характеристики. Выполнение практического задания №2

П/р.№2 «Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений»

 

 

9

Программное обеспечение компьютера. Системное ПО

 

 

 

10

Файлы и файловые структуры

 

 

 

11

Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практического задания №3

П/р.№3 «Знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС»

 

 

12

Пользовательский интерфейс. Подготовка к итоговому тестированию.

 

 

 

13

Итоговое тестирование по разделу «Первое знакомство с компьютером»

 

Итоговое тестирование по разделу «Первое знакомство с компьютером»

 

 

Текстовая информация и компьютер

10

 

 

 

 

14

Тексты в компьютерной памяти

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

 

 

 

 

15

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

 

 

 

16

Основные приемы ввода и редактирования текста. Выполнение практического задания №4

П/р.№4 «Основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры»

 

 

17

Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Выполнение практического задания №5

П/р.№5 «Работа со шрифтами; приемы форматирования текста»

 

 

18

Буфера обмена. Режим поиска и замены. Выполнение практического задания №6

П/р.№6 «; Работа с выделенными блоками через буфер обмена»

 

 

19

Работа с таблицами. Выполнение практического задания №7

П/р.№7 «Работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками»

 

 

20

Дополнительные возможности текстового процессора

 

 

 

21

Выполнение итогового практического задания №8

П/р.№8 «Вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок»

 

 

 

22

Системы перевода и распознавания текста. Подготовка к итоговому тестированию.

 

 

 

23

Итоговое тестирование по разделу «Текстовая информация и компьютер»

 

Итоговое тестирование по разделу «Текстовая информация и компьютер»

 

 

Графическая информация и компьютер

5

 

 

 

 

24

Компьютерная графика и области её применения.

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

 

 

 

 

25

Технические средства компьютерной графики

 

 

 

26

Кодирование изображения

 

 

 

27

Растровая графика. Работа с растровым графическим редактором

П/р. №9 «Создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком»

 

 

28

Векторная графика. Работа с векторным графическим редактором

П/р. №10 «Знакомство с работой в среде редактора векторного типа»

 

 

 

Технология мультимедиа

6

 

 

 

 

29

Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

 

 

 

 

30

Аналоговый и цифровой звук

 

 

 

31

Технические средства мультимедиа

 

 

 

32

Создание презентации

 

 

 

33

Итоговое тестирование по разделам «Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа»

 

Итоговое тестирование по разделам «Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа»

 

34

Итоговое тестирование по курсу 8 класса

 

Итоговое тестирование по курсу 8 класса

 

 

Итого

34

 

10

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

9 КЛАСС

2016/2017 учебный  год.

  урока

Название раздела   и темы урока

Кол-во часов

 

Содержание раздела

Лабораторные и практические работы

Контрольные и самостоятельные работы

Дата проведения урока

 

Передача информации в компьютерных сетях

10

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

 

 

 

 

1

Техника безопасности. Компьютерные сети

 

 

 

2

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами

П/р.№1 «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами»

 

 

3

Электронная почта и другие услуги сетей. Аппаратное и программное обеспечение сети

 

 

 

4

Работа с электронной почтой

П/р.№2 «Работа в Интернете  с почтовой программой»

 

 

5

Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете.

 

 

 

6

Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске

П/р.№3 «Работа в Интернете  с браузером WWW»

 

 

7

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

П/р.№4 «Работа в Интернете  с поисковыми программами»

 

 

8

Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора

 

 

 

9

Обобщение знаний. Подготовка к итоговой работе

 

 

 

10

Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

 

 

Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

 

 

Информационное моделирование

5

 

 

 

 

11

Понятие модели. Графические информационные модели

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

 

 

 

 

12

Табличные модели.

 

 

 

13

Информационное моделирование на компьютере

 

 

 

14

Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью

П/р.№5 «Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей»

 

 

15

Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование».

 

Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование».

 

 

Хранение и обработка информации в базах данных

12

 

 

 

 

16

Базы данных. Назначение СУБД

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

 

 

 

 

17

Работа с готовой базой данных

П/р.№6 «Работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки»

 

 

18

Создание и заполнение базы данных

 

 

 

19

Создание БД на компьютере

П/р.№7 «Создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.»

 

 

20

Условия выбора и простые логические выражения

 

 

 

21

Формирование простых запросов к готовой базе данных

П/р.№8 «Формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска»

 

 

22

Условия выбора и сложные логические выражения

 

 

 

23

Формирование сложных запросов к готовой базе данных

П/р.№9 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных»

 

 

24

Сортировка, удаление и добавление записей

 

 

 

25

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение

 

 

 

26

Итоговая работа по базам данных

П/р.№10 «Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных»

 

 

27

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

 

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

 

 

Табличные вычисления на компьютере

10

 

 

 

 

28

Двоичная система счисления

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

 

 

 

 

29

Представление чисел в памяти компьютера

 

 

 

30

Электронные таблицы. Правила заполнения таблиц

 

 

 

31

Работа с готовой электронной таблицей

П/р.№11 «Работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул»

 

 

32

Понятие диапазона. Относительная адресация

 

 

 

33

Использование встроенных математических и статистических функций

П/р.№12 «Создание электронной таблицы для решения расчетной задачи»

 

 

34

Деловая графика. Условная функция.

 

 

 

35

Логические функции и абсолютные адреса

П/р.№13 «Решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы»

 

 

36

Электронные таблицы и математическое моделирование. Имитационные модели

 

 

 

37

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».

 

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».

 

 

Управление и алгоритмы

11

 

 

 

 

38

Управление и кибернетика. Управление с обратной связью

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

 

 

 

 

39

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов

 

 

 

40

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов

П/р.№14 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов»

 

 

41

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

 

 

 

42

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов

П/р.№15 «Составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов»

 

 

43

Циклические алгоритмы

 

 

 

44

Работа с циклами

 

 

 

45

Ветвления и последовательная детализация алгоритма

П/р.№16 «Составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем»

 

 

46

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма

 

 

 

47

Зачётное задание по алгоритмизации

П/р.№17 «Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления исполнителем со сложной структурой»

 

 

48

Итоговый тест по теме «Управление и алгоритмы»

 

Итоговый тест по теме «Управление и алгоритмы»

 

 

Программное управление работой компьютера

14

 

 

 

 

49

Алгоритмы работы с величинами.

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

 

 

 

 

50

Знакомство с языком Паскаль. Линейные вычислительные алгоритмы

 

 

 

51

Разработка линейных алгоритмов

П/р.№18 «Знакомство с системой программирования на языке Паскаль»

 

 

52

Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений

 

 

 

53

Разработка программы на языке Паскаль с использованием простых ветвлений

П/р.№19 «Разработка и исполнение линейных, ветвящихся программ»

 

 

54

Логические операции на Паскале. Программирование диалога с компьютером

 

 

 

55

Разработка программы на языке Паскаль с использованием логических операций

П/р.№20 «Разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ»

 

 

56

Программирование циклов

 

 

 

57

Разработка программ c использованием цикла с предусловием

П/р.№21 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием»

 

 

58

Алгоритм Евклида

 

 

 

59

Одномерные массивы в Паскале

П/р.№22 «Программирование обработки массивов.»

 

 

 

60

Разработка программ обработки одномерных массивов

П/р.№23 «Разработка программ обработки одномерных массивов2

 

 

61

Поиск чисел в массиве. Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве

П/р.№24 «Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве»

 

 

62

Итоговый тест по теме «Программное управление работой компьютера».

 

Итоговый тест по теме «Программное управление работой компьютера».

 

 

Информационные технологии и общество

4

 

 

 

 

63

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ.

Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.

Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

 

 

 

 

64

История ЭВМ и ИКТ

 

 

 

65

Основы социальной информатики

 

 

 

66

Итоговый тест по теме «Информационные технологии и общество»

 

Итоговый тест по теме «Информационные технологии и общество»

 

Подведение итогов

 

 

67

Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 класса

П/р.№25 «Информационные ресурсы современного общества.»

 

 

 

68

Итоговое тестирование по курсу 9 класса

 

Итоговое тестирование по курсу 9 класса

 

 

Итого

68

 

25

8

 

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"