«Рассмотрено»
на заседании МО
учителей - предметников
Руководитель МО Воронцова Л.И.
_____________________
Протокол № ____
от «___» _________20__ г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
Курицына О.Д.
____________________
«___»_________20__ г.
|
«Утверждаю»
Директор школы
Лаврентьева Н.В.
___________________
«___» ________20__ г.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Порожская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
По предмету - информатика
Класс - 8-9
Количество часов по программе – 102
Программа составлена учителем информатики
Ворониной Надеждой Алексеевной
Первая квалификационная категория
с.Порог
2017 год
Рабочая программа
по информатике и ИКТ в 8-9 классах
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.). Курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 102 учебных часа, в том числе в VIII классе – 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю) и в IX классе – 68 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю).
Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебников «Информатика и ИКТ» для 8 класса и для 9 класса .
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы базового курса информатики , разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ , рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках , что способствует лучшему его освоению учениками. За счет резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики , в рабочую программу включены уроки итогового тестирования по изученным темам.
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
• систематизировать подходы к изучению предмета;
• сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
• научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
• показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
• сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования.
Содержание дисциплины (102 часа)
8 класс (34 час.)
- Человек и информация – 6 час.
Учащиеся должны знать:
? связь между информацией и знаниями человека;
? что такое информационные процессы;
? какие существуют носители информации;
? функции языка как способа представления информации;
? что такое естественные и формальные языки;
? как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);
? что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
? приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
? определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
? приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
? измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
? пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
? пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
- Первое знакомство с компьютером – 7 час.
Учащиеся должны знать:
? правила техники безопасности и при работе на компьютере;
? состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
? основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
? структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
? типы и свойства устройств внешней памяти;
? типы и назначение устройств ввода/вывода;
? сущность программного управления работой компьютера;
? принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
? назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
? включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой;
? ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
? инициализировать выполнение программ из программных файлов;
? просматривать на экране каталог диска;
? выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
? использовать антивирусные программы.
- Текстовая информация и компьютер – 10 час.
Учащиеся должны знать:
? способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
? назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
? основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
? набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
? выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
? сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
- Графическая информация и компьютер – 5 час.
Учащиеся должны знать:
? способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
? какие существуют области применения компьютерной графики;
? назначение графических редакторов;
? назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
? строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
? сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
- Технология мультимедиа – 6 час.
Учащиеся должны знать:
? что такое мультимедиа;
? принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
? основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
? создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
9 класс (68 час.)
- Передача информации в компьютерных сетях – 10 час.
Учащиеся должны знать:
? что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
? назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
? назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
? что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
Учащиеся должны уметь:
? осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
? осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
? осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
? работать с одной из программ-архиваторов.
- Информационное моделирование – 5 час.
Учащиеся должны знать:
? что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
? какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
? приводить примеры натурных и информационных моделей;
? ориентироваться в таблично организованной информации;
? описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
- Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час.
Учащиеся должны знать:
? что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;
? что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
? структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
? что такое логическая величина, логическое выражение;
? что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
? открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
? организовывать поиск информации в БД;
? редактировать содержимое полей БД,
? сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;
? создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
- Табличные вычисления на компьютере – 10 час.
Учащиеся должны знать:
? что такое электронная таблица и табличный процессор;
? основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
? какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
? основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
? графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
? открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
? редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
? выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
? получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
? создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
- Управление и алгоритмы – 11 час.
Учащиеся должны знать:
? что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
? сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
? что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
? в чем состоят основные свойства алгоритма;
? способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
? основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
? назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
? при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
? пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
? выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
? составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
? выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
- Программное управление работой компьютера – 14 час.
Учащиеся должны знать:
? основные виды и типы величин;
? назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;
? правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
? последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
? работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
? составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
? составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
? отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
- Информационные технологии и общество 6 час.
Учащиеся должны знать:
? основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
? историю способов записи чисел (систем счисления);
? основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
? в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
? регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:
8 класс
Учащиеся должны знать:
• связь между информацией и знаниями человека;
• что такое информационные процессы;
• какие существуют носители информации;
• функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
• как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
• что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
• правила техники безопасности и при работе на компьютере;
• состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
• основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
• структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
• типы и свойства устройств внешней памяти;
• типы и назначение устройств ввода/вывода;
• сущность программного управления работой компьютера;
• принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
• назначение программного обеспечения и его состав.
• способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
• назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
• основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
• способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
• какие существуют области применения компьютерной графики;
• назначение графических редакторов;
• назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
• что такое мультимедиа;
• принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
• основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
• приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
• определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
• приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
• измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
• пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
• пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
• включать и выключать компьютер;
• пользоваться клавиатурой;
• ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
• инициализировать выполнение программ из программных файлов;
• просматривать на экране каталог диска;
• выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
• использовать антивирусные программы.
• набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
• выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
• сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
• строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
• сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
• создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:
9 класс
Учащиеся должны знать/понимать:
• что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
• назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
• назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
• что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
• что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
• какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
• что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
• что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
• структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
• что такое логическая величина, логическое выражение;
• что такое логические операции, как они выполняются.
• что такое электронная таблица и табличный процессор;
• основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
• какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
• основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
• графические возможности табличного процессора.
• что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
• сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
• что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
• в чем состоят основные свойства алгоритма;
• способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
• основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
• назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
• основные виды и типы величин;
• назначение языков программирования и систем программирования;
• что такое трансляция;
• правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
• последовательность выполнения программы в системе программирования.
• основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
• историю способов записи чисел (систем счисления);
• основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
• в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
• осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
• осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
• осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
• работать с одной из программ-архиваторов.
• приводить примеры натурных и информационных моделей;
• ориентироваться в таблично организованной информации;
• описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
• открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
• организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;
• сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;
• создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
• открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
• редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
• выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
• получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
• создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
• при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
• пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
• выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
• составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;
• выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
• работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
• составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
• составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
• отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
• регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Перечень учебно-методического обеспечения
I. Учебно-методический комплект
8 класс
1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:
9 класс
1. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:
II. Литература для учителя
1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.07.10).
4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc (дата обращения: 01.07.10).
5. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar (дата обращения: 01.07.10).
6. Семакин И.Г. Видеолекция «Особенности обучения алгоритмизации и программированию», 27.11.2009. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin3.rar (дата обращения: 01.07.10).
Список литературы
1. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
3. Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
4. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
5. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
8 КЛАСС
2016/2017 учебный год.
№ урока |
Название раздела и темы урока |
Кол-во часов |
Содержание раздела |
Лабораторные и практические работы |
Контрольные и самостоятельные работы |
Дата проведения урока |
|
Человек и информация |
6 |
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8–9 классах.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
|
|
|
|
1 |
Техника безопасности. Предмет информатики. Информация и знания |
|
|
|
|
2 |
Восприятие и представление информации |
|
|
|
|
3 |
Информационные процессы |
|
|
|
|
4 |
Измерение информации |
|
|
|
|
5 |
Подготовка к итоговому тестированию. Выполнение практического задания №1 |
|
П/р. №1 «Освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером» |
|
|
6 |
Итоговое тестирование по разделу «Человек и информация» |
|
|
Итоговое тестирование по разделу «Человек и информация» |
|
|
Первое знакомство с компьютером |
7 |
|
|
|
|
7 |
Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память |
|
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
|
|
|
|
8 |
Устройство ПК и его основные характеристики. Выполнение практического задания №2 |
|
П/р.№2 «Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений» |
|
|
9 |
Программное обеспечение компьютера. Системное ПО |
|
|
|
|
10 |
Файлы и файловые структуры |
|
|
|
|
11 |
Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практического задания №3 |
|
П/р.№3 «Знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС» |
|
|
12 |
Пользовательский интерфейс. Подготовка к итоговому тестированию. |
|
|
|
|
13 |
Итоговое тестирование по разделу «Первое знакомство с компьютером» |
|
|
Итоговое тестирование по разделу «Первое знакомство с компьютером» |
|
|
Текстовая информация и компьютер |
10 |
|
|
|
|
14 |
Тексты в компьютерной памяти |
|
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
|
|
|
|
15 |
Текстовые редакторы и текстовые процессоры |
|
|
|
|
16 |
Основные приемы ввода и редактирования текста. Выполнение практического задания №4 |
|
П/р.№4 «Основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры» |
|
|
17 |
Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Выполнение практического задания №5 |
|
П/р.№5 «Работа со шрифтами; приемы форматирования текста» |
|
|
18 |
Буфера обмена. Режим поиска и замены. Выполнение практического задания №6 |
|
П/р.№6 «; Работа с выделенными блоками через буфер обмена» |
|
|
19 |
Работа с таблицами. Выполнение практического задания №7 |
|
П/р.№7 «Работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками» |
|
|
20 |
Дополнительные возможности текстового процессора |
|
|
|
|
21 |
Выполнение итогового практического задания №8 |
|
П/р.№8 «Вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок»
|
|
|
22 |
Системы перевода и распознавания текста. Подготовка к итоговому тестированию. |
|
|
|
|
23 |
Итоговое тестирование по разделу «Текстовая информация и компьютер» |
|
|
Итоговое тестирование по разделу «Текстовая информация и компьютер» |
|
|
Графическая информация и компьютер |
5 |
|
|
|
|
24 |
Компьютерная графика и области её применения. |
|
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
|
|
|
|
25 |
Технические средства компьютерной графики |
|
|
|
|
26 |
Кодирование изображения |
|
|
|
|
27 |
Растровая графика. Работа с растровым графическим редактором |
|
П/р. №9 «Создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком» |
|
|
28 |
Векторная графика. Работа с векторным графическим редактором |
|
П/р. №10 «Знакомство с работой в среде редактора векторного типа» |
|
|
|
Технология мультимедиа |
6 |
|
|
|
|
29 |
Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации |
|
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
|
|
|
|
30 |
Аналоговый и цифровой звук |
|
|
|
|
31 |
Технические средства мультимедиа |
|
|
|
|
32 |
Создание презентации |
|
|
|
|
33 |
Итоговое тестирование по разделам «Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа» |
|
|
Итоговое тестирование по разделам «Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа» |
|
34 |
Итоговое тестирование по курсу 8 класса |
|
|
Итоговое тестирование по курсу 8 класса |
|
|
Итого |
34 |
|
10 |
5 |
|
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
9 КЛАСС
2016/2017 учебный год.
№ урока |
Название раздела и темы урока |
Кол-во часов |
Содержание раздела |
Лабораторные и практические работы |
Контрольные и самостоятельные работы |
Дата проведения урока |
|
Передача информации в компьютерных сетях |
10 |
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
|
|
|
|
1 |
Техника безопасности. Компьютерные сети |
|
|
|
|
2 |
Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами |
|
П/р.№1 «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами» |
|
|
3 |
Электронная почта и другие услуги сетей. Аппаратное и программное обеспечение сети |
|
|
|
|
4 |
Работа с электронной почтой |
|
П/р.№2 «Работа в Интернете с почтовой программой» |
|
|
5 |
Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете. |
|
|
|
|
6 |
Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске |
|
П/р.№3 «Работа в Интернете с браузером WWW» |
|
|
7 |
Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем |
|
П/р.№4 «Работа в Интернете с поисковыми программами» |
|
|
8 |
Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора |
|
|
|
|
9 |
Обобщение знаний. Подготовка к итоговой работе |
|
|
|
|
10 |
Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях» |
|
|
|
Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях» |
|
|
Информационное моделирование |
5 |
|
|
|
|
11 |
Понятие модели. Графические информационные модели |
|
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
|
|
|
|
12 |
Табличные модели. |
|
|
|
|
13 |
Информационное моделирование на компьютере |
|
|
|
|
14 |
Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью |
|
П/р.№5 «Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей» |
|
|
15 |
Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование». |
|
|
Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование». |
|
|
Хранение и обработка информации в базах данных |
12 |
|
|
|
|
16 |
Базы данных. Назначение СУБД |
|
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
|
|
|
|
17 |
Работа с готовой базой данных |
|
П/р.№6 «Работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки» |
|
|
18 |
Создание и заполнение базы данных |
|
|
|
|
19 |
Создание БД на компьютере |
|
П/р.№7 «Создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.» |
|
|
20 |
Условия выбора и простые логические выражения |
|
|
|
|
21 |
Формирование простых запросов к готовой базе данных |
|
П/р.№8 «Формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска» |
|
|
22 |
Условия выбора и сложные логические выражения |
|
|
|
|
23 |
Формирование сложных запросов к готовой базе данных |
|
П/р.№9 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных» |
|
|
24 |
Сортировка, удаление и добавление записей |
|
|
|
|
25 |
Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение |
|
|
|
|
26 |
Итоговая работа по базам данных |
|
П/р.№10 «Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных» |
|
|
27 |
Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных». |
|
|
Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных». |
|
|
Табличные вычисления на компьютере |
10 |
|
|
|
|
28 |
Двоичная система счисления |
|
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
|
|
|
|
29 |
Представление чисел в памяти компьютера |
|
|
|
|
30 |
Электронные таблицы. Правила заполнения таблиц |
|
|
|
|
31 |
Работа с готовой электронной таблицей |
|
П/р.№11 «Работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул» |
|
|
32 |
Понятие диапазона. Относительная адресация |
|
|
|
|
33 |
Использование встроенных математических и статистических функций |
|
П/р.№12 «Создание электронной таблицы для решения расчетной задачи» |
|
|
34 |
Деловая графика. Условная функция. |
|
|
|
|
35 |
Логические функции и абсолютные адреса |
|
П/р.№13 «Решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы» |
|
|
36 |
Электронные таблицы и математическое моделирование. Имитационные модели |
|
|
|
|
37 |
Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере». |
|
|
Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере». |
|
|
Управление и алгоритмы |
11 |
|
|
|
|
38 |
Управление и кибернетика. Управление с обратной связью |
|
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
|
|
|
|
39 |
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов |
|
|
|
|
40 |
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов |
|
П/р.№14 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов» |
|
|
41 |
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы |
|
|
|
|
42 |
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов |
|
П/р.№15 «Составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов» |
|
|
43 |
Циклические алгоритмы |
|
|
|
|
44 |
Работа с циклами |
|
|
|
|
45 |
Ветвления и последовательная детализация алгоритма |
|
П/р.№16 «Составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем» |
|
|
46 |
Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма |
|
|
|
|
47 |
Зачётное задание по алгоритмизации |
|
П/р.№17 «Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления исполнителем со сложной структурой» |
|
|
48 |
Итоговый тест по теме «Управление и алгоритмы» |
|
|
Итоговый тест по теме «Управление и алгоритмы» |
|
|
Программное управление работой компьютера |
14 |
|
|
|
|
49 |
Алгоритмы работы с величинами. |
|
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
|
|
|
|
50 |
Знакомство с языком Паскаль. Линейные вычислительные алгоритмы |
|
|
|
|
51 |
Разработка линейных алгоритмов |
|
П/р.№18 «Знакомство с системой программирования на языке Паскаль» |
|
|
52 |
Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений |
|
|
|
|
53 |
Разработка программы на языке Паскаль с использованием простых ветвлений |
|
П/р.№19 «Разработка и исполнение линейных, ветвящихся программ» |
|
|
54 |
Логические операции на Паскале. Программирование диалога с компьютером |
|
|
|
|
55 |
Разработка программы на языке Паскаль с использованием логических операций |
|
П/р.№20 «Разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ» |
|
|
56 |
Программирование циклов |
|
|
|
|
57 |
Разработка программ c использованием цикла с предусловием |
|
П/р.№21 «Разработка программ c использованием цикла с предусловием» |
|
|
58 |
Алгоритм Евклида |
|
|
|
|
59 |
Одномерные массивы в Паскале |
|
П/р.№22 «Программирование обработки массивов.»
|
|
|
60 |
Разработка программ обработки одномерных массивов |
|
П/р.№23 «Разработка программ обработки одномерных массивов2 |
|
|
61 |
Поиск чисел в массиве. Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве |
|
П/р.№24 «Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве» |
|
|
62 |
Итоговый тест по теме «Программное управление работой компьютера». |
|
|
Итоговый тест по теме «Программное управление работой компьютера». |
|
|
Информационные технологии и общество |
4 |
|
|
|
|
63 |
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления |
|
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ.
Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.
Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
|
|
|
|
64 |
История ЭВМ и ИКТ |
|
|
|
|
65 |
Основы социальной информатики |
|
|
|
|
66 |
Итоговый тест по теме «Информационные технологии и общество» |
|
|
Итоговый тест по теме «Информационные технологии и общество» |
|
|
Подведение итогов |
|
|
|
|
67 |
Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 класса |
|
П/р.№25 «Информационные ресурсы современного общества.»
|
|
|
68 |
Итоговое тестирование по курсу 9 класса |
|
|
Итоговое тестирование по курсу 9 класса |
|
|
Итого |
68 |
|
25 |
8 |
|