Внеклассное занятие по творчеству М.Ю. Лермонтова
 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Порожская основная общеобразовательная школа"

Внеклассное занятие по творчеству М.Ю. Лермонтова

 

 

Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. 

Внеклассное занятие для учащихся 6 – 9 классов.

Цель: познакомить со стихотворениями поэта, в которых звучит тема одиночества.

Задачи: поразмышлять над причинами одиночества в жизни поэта, прочитать наизусть стихотворения по теме; актуализировать познавательную деятельность учащихся; развивать память, речь, творческие способности, навык выразительного чтения; воспитывать чувство уважения к творческому наследию поэта, содействовать воспитанию эстетического вкуса.

 

1. Вступительное слово.

В словаре  С. И. Ожегова даётся толкование слова «одиночество». Одиночество -  состояние одинокого человека.

Учащиеся  6 и 7 классов попытались тоже объяснить значение слова, и вот что получилось: одиночество - состояние человека, связанное с отсутствием близких, со страхом их потерять.( Даша).

Это состояние, когда человек  хочет быть один, ему никто не нужен, ничто неинтересно. Он думает и заботится только о себе. (Алёна).

Состояние, когда остаёшься один: без семьи, без друзей. ( Ян).

Грустное состояние человека, у которого нет друзей, который  сильно отличается от других и унижен теми, кто его не понимает. (Егор).

 Попытаемся разобраться, почему в лирике Лермонтова так часто звучит тема одиночества. На мой взгляд, истоки одиночества поэта кроются в его детстве.

   Слайд 1.

Раннее детство. Мише идёт 3год. Умирает мама. Он на всю жизнь запомнил сцену похорон и так описал её через 18 лет:

      Он был дитя, когда  в тесовый гроб

      Его родную с пеньем уложили.

       Он помнил, что над нею чёрный поп

      Читал большую книгу, что кадили. И прочее…

       И что, закрыв весь лоб большим платком,

       Отец стоял в молчанье…

   И что, когда последнее лобзанье

   Ему велели матери отдать,

   То стал он громко плакать и кричать…

 

Слайд 2. Отец Ю. П. Лермонтов.

Скоро Тарханы покидает отец поэта, которого бабушка считала виновником смерти дочери. Воспитанием  Миши занимается  бабушка Елизавета Алексеевна.

  Слайд 3. Е. А. Арсеньева.

 Но Лермонтов всегда помнил отца и не позволял себе дурных чувств по отношению к нему. Лермонтову было 16 лет, когда умер отец. Он пишет:

      Ужасная судьба отца и сына.

      Жить розно и в разлуке умереть…

   

  Слайд 4. Тарханы. Семейный склеп.

   А на могильной белой плите эпитафия:

      Прости! Увидимся ли снова?

      И смерть захочет ли свести

      Две жертвы жребия земного,

      Как знать? Итак, прости, прости.

      Ты дал мне жизнь, но счастья не дал.

      Ты сам на свете был гоним.

      Ты в людях только зло изведал…

      Но понимаем был одним!  

 

   Слайд 5. Московский  Благородный пансион.

 

   Прошло детство. Лермонтов - студент. Отношение к поэту со стороны однокурсников противоречивое.  Н. Раевский, знакомый поэта, рассказывал: «Любили мы его все. У многих сложилось  мнение, что у него был  тяжёлый характер. Это неправда; знать нужно было, с какой стороны подойти… Пошлости в людях не терпел, но с простыми людьми  сам был прост и ласков». А вот противоположное мнение: «Студент Лермонтов имел тяжёлый, несходчивый характер…Его не любили, отдалялись от него, не обращали на него никакого внимания».

3. Выдержки из сочинений учащихся 7 класса на тему «Может ли человек быть одиноким, живя среди людей?»

- Человек может быть одиноким в плане семьи: он один, а общество не заменит улыбку отца или смех матери. В плане друзей: с ним никто не дружит, он одинок. В плане жизни: одиночество - жизнь, человек не хочет никого видеть, не общается ни с кем. (В.)

- Человек не интересуется жизнью других людей, и сам закрыт для общения. (Я.)

- Одиночество может быть физическое и духовное.  Физическое: рядом нет близких людей. Духовное: отсутствие единомышленников- твои взгляды на жизнь ,на проблемы никто не разделяет. (Л.)

  Так был ли Лермонтов одинок, живя среди людей? Лермонтов был одинок в чуждой ему среде. Но это не значит, что поэт не имел близких друзей и единомышленников.

4.Чтение стихотворений, где звучит мотив одиночества.

  а) «Одиночество»,1830г.

  Слайд 6. «Белеет парус одинокий».

   б) «Парус», 1832г.

  Слайд 7.Д.Г.Байрон и  М. Ю. Лермонтов.

    в) «Нет, я не Байрон, я другой…», 1832г. ( Поиск родной души).

  Слайд 8. Ссылка на Кавказ.

    г) «Тучи», 1840г.

    д) «Листок»,1841г.

     е) «Утёс», 1841г.

   Слайд 9. «На севере диком»,1841г.

     ж) «На севере диком», 1841г.

  Слова И. Л. Андроникова «Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека».

    Как же этот умный человек, обладавший редким даром постигать людей, относился к свету?

     з) «И скучно и грустно», 1840г.

    К кому обращался во время душевных невзгод?

     е) «Молитва».

  5. Рефлексия.

      Мы прослушали стихотворения, где звучит тема одиночества.

      Так что же такое одиночество? Попробуем составить синквейн.

  Слайд10.  «Правила составления синквейна».

     Звучит романс на слова М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».

        Синквейн

              Одиночество

         мрачное, тоскливое

        пугает, мучает, гнетёт

     состояние души несчастного человека

               пустота.

                         Литература:

         1) Сборник стихотворений М. Ю. Лермонтова.

           2) Журнал «Мы»№2 1990г.

           3) Преподавание литературы в школе, 2003г.

Дата последнего обновления страницы 19.05.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»