Обществознание
 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Порожская основная общеобразовательная школа"

Обществознание

 

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


Учебный предмет «Обществознание» является одним из важных предметов, в рамках которого возможна реализация антикоррупционных воспитательных установок в образовательных учреждениях. Одной из целей учебного предмета «Обществознание» является воспитание правового самосознания, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, что предполагает включение в тематику учебных занятий вопросов, связанных с антикоррупционным воспитанием обучающихся. Данные вопросы могут быть включены в следующие разделы курса «Обществознание»:

  • Социальная сущность личности.

  • Современное общество.

  • Социальные нормы.

  • Основы Российского законодательства.

  • Экономика и социальные отношения.

  • Политика и культура.

На уроках обществознания целесообразно организовать работу с терминами, связанными с понятием «коррупция» (см. «Глоссарий»), а также деятельность с текстовыми и видео материалами СМИ, новостными Интернет-сайтами как источниками примеров коррупционных преступлений и мер наказания за подобные преступления. Например:

  • Бюджетная система РФ http://wwwbudgetrf.ru

  • Министерство финансов РФ http://wwwminfin.ru

  • Федеральная налоговая служба http://www.nalog.ru

  • Министерство экономического развития РФ http://wwweconomy.gov.ru

  • Федеральная служба по труду и занятости http://wwwrostrud.ru

  • Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент http://wwwecscman.edu.ru

  • Агентство консультаций и деловой информации «Экономика и жизнь» http://www.akdi.ru

  • Журнал «Эксперт» - раздел «Новости и анализ деловой жизни» http://wwwexpert.ru/economics/

  • Журнал Forbes: информация о самых богатых людях мира, о том, каким образом они сделали свое состояние http://www.forbes.ru


Приведем примеры заданий, которые могут использоваться на уроках обществознания, связанных с    антикоррупционной направленностью.


Задание 1

В каких из описанных ниже ситуаций налицо признаки коррупции? Назовите данные признаки

  • Командующий округом строит себе дачу за счет государственных средств – материалов, техники, труда военнослужащих.

  • Вышестоящее руководство, ссылаясь на большой объем работы, в 2 раза повысило оклады работникам своего министерства.

  • Чиновник, выдающий лицензию на определенный вид бизнеса, создает для этого искусственные преграды.


Задание 2

Приведен ряд фактов. Ознакомьтесь с ними и сделайте все возможные выводы.

  • Было подсчитано, что в Италии после проведения операции «Чистые руки», направленной против коррупции, государственные затраты на строительство дорог сократились на 20%.

  • Один британский чиновник министерства обороны был осужден на 4 года за крупные взятки. Эксперты установили, что ущерб государству, нанесенный действиями этого чиновника-взяточника, составил 200 млн. долларов.

  • По оценкам российских правоохранительных органов, криминальные структуры в отдельных отраслях промышленности (нефть, газ, редкоземельные металлы) контролируют до 50% получаемой прибыли.


Задание 3

Некоторые исследователи считают, что коррупция – важный источник капитала, который помогает поддерживать гибкость рынка и предпринимательство.

Разделяете ли вы эту позицию? Свое решение обоснуйте.


Задание 4

Работа с таблицей «Коррупция в зеркале общественных наук».

Чем объяснить, что явление коррупции изучается многими общественными науками?


Экономические труды. В них подчеркивается долгосрочное негативное воздействие коррупции на рынок и благосостояние общества; коррупция особенно распространена там, где сильно вмешательство государства, а риск наказания низок.

Политология говорит о коррупции как о различных способах использования власти. Большинство
исследователей отмечают неблагоприятное воздействие коррупции на политическую и бюрократическую стабильность и эффективность.

Социологи рассматривают коррупцию как нарушение принятых в обществе норм поведения и социального благополучия как установление отношений «клиент – хозяин»

Правовая литература трактует коррупцию в контексте отклонения от правовой нормы, допускаемого произвола и незаконного использования государственного имущества.



Задание 5

Познакомьтесь с документом «Опыт компании Shell в борьбе с коррупцией». Установите средства борьбы с коррупцией, описанные в предложенном тексте. Составьте кластер «Ключ борьбы с коррупцией».

Концерн Shell Group занимается хозяйственной деятельностью в 130-ти странах мира. <...> За многие годы своей деятельности Shell развил политику борьбы с коррупцией.

Чтобы провести чистку внутри группы компаний, руководство Shell прежде всего возродило общие принципы бизнеса группы. Они применяются не только внутри компании, но и в отношениях с поставщиками, клиентами, государственными органами.<...> Каковы же эти принципы? Самые обыкновенные: предоставлять каждому клиенту услуги на высшем уровне и самые качественные продукты, заниматься хозяйственной деятельностью с уважением к обществу страны, не нарушать юридическую систему страны, беречь инвестиции акционеров, гаранти­ровать честную и «чистую» хозяйственную деятельность в условиях свободной конкуренции. <...> Необходимо как следует контролировать соблюдение установленных принципов.

Ежегодно каждый работник обязан подписывать обещание о согласовании интересов на работе, а также сообщать о каждом случае, не совместимом с общими принципами бизнеса Shell.

«Shell Report» начал издаваться в 1998 году. Одна из его целей – представить сводный отчёт о проводимой деятельности и взятых на себя обязательствах<...>. Как сообщается, в течение 2000 года было выявлено около четырёхсот случаев получения взяток (ср. в 1999 г. было только три), в результате чего с работы были уволены 7 человек. Финансовая стоимость событий – 89 тысяч долларов. Много это или мало для 130 стран и 90 тысяч работников?...

Даже после чистки внутри компании не всегда легко это доказать обществу <...>. Сегодня, после 7 лет деятельности, мы можем смело декларировать, что в Литве возможно работать согласно принципам честного и этичного бизнеса<...>. Простой пример: ежедневные газеты в 1996-1997 гг. пестрели заголовками о неействующем концерне «Мажейкю нафта» и уменьшающихся запасах топлива на бензоколонках. Однажды утром на территорию бензоколонки приезжает государственный служащий с двумя ёмкостями вместимостью по 20 литров и громогласно заявляет, что он будет осуществлять проверку качества продаваемого топлива. Что делает руководитель бензоколонки? Самым простым было бы наполнить ёмкости и вежливо попросить не начинать проверку. И руководитель спокоен, и проверяющий спокоен. Однако руководитель бензоколонки наливает в каждую ёмкость по 1 литру топлива (хорошо зная, что для проверки нужно не более 1 литра топлива). Спокойно выслушивает в течение 15 минут выражаемое служащим вслух недовольство и угрозы наложить штраф. Был ли после этого Shell Lietuva наказан за качество топлива? Нет. Возникло ли ещё когда-нибудь желание у того же служащего вернуться на бензоколонку Shell? Нет. А если бы руководитель бензоколонки выбрал первый вариант и наполнил бы до краёв обе ёмкости, сколько раз «проверяющий качество» пришёл бы снова? По всей вероятности, ещё не один раз.

Другой пример: санинспектор стал часто проверять бензоколонку. Руководители бензоколонки недоумевали, почему им мешают работать по нескольку раз в месяц. Оказывается, нужно было перестать предлагать бесплатно выпить кофе. Во время «проверки» «проверяющего» вежливо предупредили, сколько стоит чашка кофе, и ему был предъявлен кассовый чек.

Ещё один пример из деятельности Shell Group. В одну из стран Азии перед строительством платформы по производству газа нужно было импортировать вертолёт. Импорт вертолётов не запрещён, так как в стране сложно взять вертолёт напрокат. Однако есть один нюанс: в работе таможни такой бюрократизм, что перед импортом необходимо записаться в очередь и три месяца ждать оформле­ния документов. Пока ввезут вертолёт, пришлось бы ждать ещё два месяца. Один месяц задержки – 2 млн. долларов убытков. Первичные обращения к работникам таможни ясно показали, что без дополнительной платы очередь не станет двигать­ся быстрее. Оценить сумму денег, необходимую для «обхода» сформировавшейся системы, практически невозможно <...> Как согласовать принципы бизнеса и результат бизнеса? <...>

Shell выбрал честный путь. Ни один из работников таможни не был «обласкан», импорт вертолёта длился долго. Понесённые убытки пришлось вписать в бухгалтерские книги. Однако следует упомянуть одну деталь. У Shell в той стране имеется предприятие, акции которого есть и у государства. В соотношении 50:50 делится не только прибыль, но и понесённые убытки. Как только был потерян миллион, тут же началась реформа таможенной системы. Через полгода в стране не осталось никаких очередей на прохождение таможенных процедур <...>.


Задание 6

Решение ситуационных задач по предложенным вопросам:

  • Есть ли в данной ситуации потерпевшие, если да, то кто?

  • Есть ли провинившиеся, если да, то кто?

  • Совершено ли какое-либо преступление?

  • Если совершено, то какое: кража, мошенничество, коррупция?


    1. И. сказал контролёру в поезде, что не успел купить себе билет в кассе вокзала. Контролёр предложил И. заплатить за проезд лишь половину стоимости билета, если И. не возьмёт билет.

    2. Фирма «Светлое будущее» принимает участие в конкурсе на получение заказа на строительство школы. Она предложила членам комиссии сотовые телефоны, чтобы, как утверждают представители фирмы, «облегчить работу комиссии».

    3. Когда Р. не сдала экзамен на получение водительских прав, инструктор сказал ей, что за определённую небольшую плату можно получить права без пересдачи экзамена.

    4. По случаю окончания учебного года класс подарил своему классному руководителю огромный букет цветов.

    5. Н. останавливает дорожная полиция за нарушение правил дорожного движения. Официальный штраф – 2000 руб. У Н. при себе нет таких денег, поэтому он просит полицейского выписать счёт.

– А сколько у Вас есть? – спрашивает полицейский.

У Н. 500 руб. Полицейский берёт их и прощается.

    1. Высокопоставленного чиновника из министерства останавливает работник дорожной полиции за нарушение правил дорожного движения и просит показать права. Чиновник вместе с правами предъявляет и своё служебное удостоверение. Полицейский смотрит документы, предупреждает, чтобы тот больше не совершал подобных нарушений, и разрешает уехать.

    2. Директором районного музея в городе Х стал племянник председателя райсовета.

    3. Семья К. состоит из трёх человек: мама, папа и Томас. Они соблюдают некоторые договорённости: например, посуду моют по очереди через день, а Томасу по вечерам не разрешается смотреть телевизор. Мыть посуду, конечно же, никто не любит, но больше всех не любит папа. Однажды, когда мамы не было дома, а папа должен был мыть посуду, Томас предложил: «Если я за тебя помою посуду, ты мне разрешишь сегодня вечером посмотреть триллер?» Папа согласился.

    4. С. договорилась со строительной фирмой «Забота», что если фирма профинансирует её выборы в районный совет, то она впоследствии будет помогать этой фирме получать хорошие заказы на строительство в районе разных зданий.

    5. Чиновники районного самоуправления договорились с официантом, что получат от него счёт, в котором указана сумма, в два раза превышающая реальный заказ.

    6. Судья был приглашён Я., предпринимателем, обвиняемым в совершении серьёзных преступлений в сфере налогов, в шикарный ресторан на ужин. Чтобы не быть узнанным, судья в тот вечер надел тёмные очки.

    7. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжелобольного ребёнка, З. подарила врачу большую коробку шоколадных конфет и розы из своего сада.

    8. Класс готовится к выборам старосты. Все девочки хотели бы, чтобы старостой стала Р., а мальчики – чтобы Д.. Девочек на два человека больше, чем мальчиков, поэтому результат голосования заведомо ясен. Мальчики собираются, чтобы посовещаться, и придумывают выход: предложить двум девочкам стать членами их команды велосипедистов. Девочки очарованы предложением, а через два дня Д. выбирают старостой.

    9. Учитель по русскому языку очень много задаёт. Чтобы хорошо подготовить проекты, приходится много читать дополнительно, работать по вечерам и в выходные дни. Мама А. идёт к учителю, чтобы поговорить. Никто не знает, о чём они говорили, но с тех пор А. получает меньше всех заданий и они самые лёгкие.

Задание 7

Организуйте дискуссию на одну из следующих тем:

  • Как создаются условия, благоприятные для преступления?

  • Что следовало бы изменить в обществе, чтобы таких преступлений стало меньше?.


Дата последнего обновления страницы 19.05.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»