Рабочая программа по химии 8 класс
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Порожская основная общеобразовательная  школа"

Рабочая программа по химии 8 класс

 

 



«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей  - предметников

Руководитель МО Воронцова Л.И.

_____________________

Протокол № ____

от «___» _________20__ г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора школы  по УВР  

Курицына О.Д.

____________________  

  «___»_________20__ г.

 

 

«Утверждаю»

 Директор школы

 Лаврентьева Н.В.

___________________

 «___» ________20__ г.

  

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Порожская основная общеобразовательная школа»

 

 

Рабочая программа

 

По предмету  - химия

Класс -  8

Количество часов по программе - 68

 

 

 

Программа составлена учителем химии

Поповым Дмитрием Александровичем

 

 

 

с.Порог

2017 г.

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010г.).

                Особенность программы состоит в том, что она позволяет сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычисления укрупнённой дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следования строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы, и освобождения её от избытка конкретного материала. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы даёт возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.

             Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), закономерностях протекания реакций и их классификации.

            Цели курса:

1.                  Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира.
2. Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.
3. Развитие познавательных интересов  в процессе самостоятельного приобретения знаний.
4. Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества. Необходимость химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
5. Применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией

Задачи курса:

1.Развитие химических знаний

2.Формирование понятий об неорганиче­ских веществах

3.Формирование знаний  о строении атома веществ, химических связях, химических реакциях

4.Умение решать химические задачи

Согласно действующему  учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение химии  в объеме 68 часов (2 часа в неделю).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА:

 

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения химии ученик должен знать/понимать:

- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула. Относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь. Вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем. Химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

- называть: химические элементы, соединения изученных классов;

- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат - ионы;

- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и материалами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

- приготовления растворов заданной концентрации.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

  № п/п

Название темы

Всего  часов

1

Введение

5

2

Тема 1. Атомы химических элементов

8

3

Тема 2. Простые вещества

5

4

Тема 3. Соединения химических элементов

13

5

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами

15

6

Тема 5. Лабораторный практикум №1

4

7

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства электролитов

14

8

Тема 7. Свойства электролитов. Химический практикум

4

9

Тема 8. Лабораторный практикум №2

4

 

Итого

68

 

Основное содержание  КУРСА «ХИМИЯ.   8 КЛАСС»

ВВЕДЕНИЕ —5 ч

Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.

 Понятие о химическом элементе и формах его существования: атомах, простых и сложных веществах. Вещество как объект изучения химии.

           Многообразие веществ и его причины. История развития химии. Роль химии в жизни человека.

           Периодический закон и система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода и группы. Символы химических элементов.

           Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Индекс. Коэффициент. Чтение формул. Расчет массовой доли химического элемента по формуле.

 

            Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

 

        ТЕМА 1. АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ – 8 ч

           Атом. Строение атома: ядро, электронная оболочка. Взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, массовое число.

          Изменения в составе ядер химических элементов.  Изотопы как разновидность атомов одного элемента.

         Характеристика электронов. Распределение электронов в атомах химических  элементов. Понятие о завершенном и незавершенном электронных уровнях. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов.

        Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы и номера периода. Причины изменения свойств химических элементов в периодах и группах. Ионы положительные и отрицательные. Ионная химическая связь. Коэффициенты и индексы. Схемы образования ионных соединений. Схемы образования двухатомных молекул. Электронные и структурные формулы. Кратность химической связи. Схемы образования неполярных молекул. Электронные и структурные формулы. Понятие о металлической связи. Единая природа химической связи.

ТЕМА 2. ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА - 5 ч

           Положение металлов и неметаллов в системе элементов. Строение их атомов. Физические свойства металлов, неметаллов – простых веществ. Понятие аллотропии.

          Единица количества вещества – моль. Постоянная Авогадро.

          Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Молярная масса.

 

          Расчетные задачи. 1. Вычисление малярной массы веществ по химическим формулам.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

 

ТЕМА 3. СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ - 13 ч

         Понятие о степени окисления. Определение степени окисления элементов по формулам соединений. Составление формул бинарных соединений, их названия. Оксиды. Составление формул и названий. Расчеты по формулам. Характеристики важнейших водородных соединений, их представители.

        Основания: состав и классификация, взаимодействие с оксидами неметаллов.

        Кислоты: состав и название, классификация, взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями. Отношение к индикаторам.

        Соли: взаимодействие с металлами, основаниями, кислотами и другими солями. Отдельные представители солей.

          Классификация сложных веществ. Генетические ряды. Вещества ионного строения. Вещества атомного и молекулярного строения.  Аморфные и кристаллические вещества. Взаимосвязь типов кристаллических решеток и видов химической связи. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание. Растворы. Массовая и объёмная доля вещества в растворе. Понятие о доли компонентов в смеси.

           Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массовой доли растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

ТЕМА 4. ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ - 15 ч

       Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Способы очистки веществ, основанные на их физических свойствах. Очистка питьевой воды.            Перегонка нефти. Физические и химические явления. Химическая реакция как объект изучения химии. Тепловой эффект химической реакции. Химическое уравнение. Закон сохранения массы веществ. Термохимические уравнения. Классификация химических реакций. Составление уравнений химических реакций. Расчёты по химическим уравнениям.        Объёмные отношения газов в химических реакциях. Расчеты с использованием понятия «доля». Сущность реакций разложения и составление уравнений реакций. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. Ферменты. Сущность реакций соединения.                              Составление уравнений химических реакций. Каталитические реакции, обратимость химических реакций. Сущность реакций замещения. Составление уравнений химических реакций. Ряд активности металлов, его использование в прогнозировании возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Сущность реакций обмена. Составление уравнений реакций. Реакции нейтрализации. Условия течения реакций до конца. Реакция разложения – электролиз воды. Реакции соединения – взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена.

           Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

       

ТЕМА 5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ №1 -4 ч

1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Анализ почвы и воды. 3. Признаки химических реакций. 4. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.

 

ТЕМА 6. РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ – 14 ч

          Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов.

          Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации веществ в воде с разным типом связи. Степень ЭД. Сильные и слабые электролиты.

         Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов  по составу, заряду и наличию водной оболочки. Основные положения ТЭД.

         Реакции ионного обмена. Полные и сокращённые ионные уравнения химических реакций.

         Классификация кислот в свете ТЭД. Взаимодействие кислот с металлами, условия течения этих реакций. Взаимодействие кислот с оксидами металлов, основаниями и солями. Запись уравнений реакций (молекулярных и ионных) с использованием таблицы растворимости.

        Определение оснований в свете ТЭД. Классификация по различным признакам. Взаимодействие с кислотами. Взаимодействие щелочей с солями и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований.

        Состав оксидов, их классификация: несолеобразующие и солеобразующие. Свойства кислотных и основных оксидов.

       Определение солей как электролитов, их диссоциация, взаимодействие с металлами, кислотами и щелочами.

      Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов.

  

     

ТЕМА 7. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ №2 – 4 ч

1. Оксиды. 2. Основания. 3. Соли. 4.Кислоты.

 

Формы и сроки контроля:

Вид контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Лабораторные работы

0

0

3

4

7

Контрольные работы

1

1

1

1

4

Используемые технологии обучения, формы уроков: уроки-лекции, семинары, уроки-проекты, уроки-дискуссии, уроки-исследования и т.д.

 

 

Календарно -тематический план

8 класс (неорганическая химия)

2 часа в неделю – всего 68 часов

Линия О.С. Габриеляна, учебник Габриелян О.С. «Химия 8 класс» Базовый уровень. М.: Дрофа, 2011

№ урока

Тема  урока

Количество часов

Дата проведения

 

       

Введение 5(ч)

 

    1.

 

Предмет химии. Вещества.

1

 

 

2.

Превращение веществ. Роль химии. Р/К.

1

 

 

3.

Краткий очерк истории развития химии

1

 

 

4.

ПСХЭ Д. И. Менделеева. Знаки  химических элементов.

1

 

 

5.

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

1

 

 

 

Атомы химических элементов 8(ч)

 

6.

Основные сведения о строении атомов.

1

 

 

7.

Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы.

1

 

 

8.

 Строение электронных оболочек атомов.

1

 

 

9.

 Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов.

1

 

 

10.

Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой.

1

 

 

11.

Ковалентная полярная химическая связь.

1

 

 

12.

Металлическая химическая связь.

1

 

 

13.

Контрольная работа №1 «Строение атома, химические связи»

1

 

 

 

Простые вещества 5(ч)

 

14.

Простые вещества-металлы. Р/К.

1

 

 

   15.

Простые вещества-неметаллы. Р/К.

1

 

 

16.

Количество вещества.

1

 

 

17.

 Молярный объем газообразных веществ.

1

 

 

18.

Решение задач.

 

1

 

 

 

Соединения химических элементов 13(ч)

 

19.

 Степень окисления.

1

 

 

20.

Важнейшие классы бинарных соединений-оксиды и летучие водородные.

1

 

 

21.

Основания.

1

 

 

   22.

Кислоты. Р/К.

1

 

 

23.

Соли. Р/К.

1

 

 

24.

Обобщение

1

 

 

25.

Контрольная работа №2 Неорганические соединения

1

 

 

26.

Кристаллические решетки.

1

 

 

27.

Чистые вещества и смеси. Р/К.

1

 

 

28-29.

Массовая и объемная доли компонентов смеси.

2

 

 

30-31.

Решение расчетных задач.

2

 

 

 

Изменения, происходящие с веществами 15(ч)

 

32.

Физические явления в химии. Р/К.

1

 

 

33.

Химические реакции.

1

 

 

34.

Химические уравнения.

1

 

 

35-36

Реакции разложения.

2

 

 

37-38.

Реакции соединения.

2

 

 

39-40.

Реакции замещения.

2

 

 

41-42.

Реакции обмена.

2

 

 

43.

Контрольная работа №3 Химические реакции

1

 

 

44-46.

Расчёты по химическим уравнениям.

3

 

 

 

Лабораторный практикум 4(ч)

 

47.

Техника безопасности на лабораторных занятиях по химии.

1

 

 

48.

Лабораторная работа №1: «Анализ почвы и воды».

1

 

 

49.

Лабораторная  работа №2: «Признаки химических реакций».

1

 

 

50.

Лабораторная работа №3:  «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе».

1

 

 

 

Растворение. Растворы. Свойства электролитов 14(ч)

 

51.

Растворение. Растворимость веществ в воде. Р/К.

1

 

 

52.

Электролитическая диссоциация.

1

 

 

53.

Основные положения теории электролитической диссоциации.

1

 

 

54.

Ионные уравнения.

1

 

 

55.

Кислоты: их классификация и свойства.

1

 

 

56.

Основания: их классификация и свойства.

1

 

 

57.

Оксиды, их классификация и свойства.

1

 

 

58.

Соли: их классификация и свойства

1

 

 

 

59-60.

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

2

 

 

61-62.

Окислительно-восстановительные реакции.

2

 

 

63.

Обобщение за курс.

1

 

 

64.

Контрольная работа №4 «Неорганическая химия»

1

 

 

 

Лабораторный практикум 4(ч)

 

65.

Лабораторная работа №4: «Оксиды»

1

 

 

66.

Лабораторная работа №5: «Основания»

1

 

 

67.

Лабораторная работа №6: «Соли»

1

 

 

68.

Лабораторная работа №7: «Кислоты»

1

 

 

Итого – 68 часов

 

 

 

 

III.Учебно-методические средства обучения.

1)      Учебники:

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

 

О.С.Габриелян

«Химия 8 класс. Базовый уровень»

2011

М., «Дрофа»,

 

2)      Методические пособия для учителя:

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1

 

О.С.Габриелян

«Химический эксперимент в школе»

2009

М., «Дрофа»,

2

О.С. Габриелян

«Настольная книга учителя» 8 класс

2011

 М., «Дрофа»

5.

О. С. Габриелян, А.В. Яшукова

«Химия 8-9 методическое пособие»

2011

 

М., «Дрофа»

 

 

 

 

 

 

 


 

Дата последнего обновления страницы 02.09.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения