Рабочая программа по физике 8-9 классы
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Порожская основная общеобразовательная  школа"

Рабочая программа по физике 8-9 классы

 

 

«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей  - предметников

Руководитель МО Воронцова Л.И.

_____________________

Протокол № ____

от «___» _________20__ г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора школы  по УВР  

Курицына О.Д.

____________________  

  «___»_________20__ г.

 

 

«Утверждаю»

 Директор школы

 Лаврентьева Н.В.

___________________

 «___» ________20__ г.

  

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Порожская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

По предмету  - физике

Класс – 8-9  

Количество часов по программе –  136

 

 

 

 

 

 

 

Программа составлена учителем физики  

Ворониной Надеждой Алексеевной

Первая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Порог

2017 год

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.

Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования.

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2010). Авторы программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин.

Курс построен на основе базовой программы.  В 8 классе преподавание ведется по учебнику: А.В.Перышкин Физика – 8 кл., М.: Дрофа, 2014 г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

В 9 классе преподавание ведется по учебнику: А.В.Перышкин, Гутник Е.М. Физика – 9 кл., М.: Дрофа, 2014 г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, ме­тодах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения фи­зических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, по­нимание роли практики в познании физических явле­ний и законов;

- формирование познавательного интереса к фи­зике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолже­нию образования и сознательному выбору профессии.

 

Программа дает представление:

1)       по содержанию образования:

Перечень элементов учебной информации, предъявляемый учащимся из обязательного минимума содержания основного общего образования и вышеназванной авторской программы и учебников полностью соответствует.

2)       по организации общеобразовательного процесса:

Учебный материал представлен в виде графика прохождения учебных элементов, включающего примерные сроки изучения разделов (тем), структурной последовательности прохождения учебных элементов; количество часов, отведенных на изучение определенного раздела.

3)       по уровню сформированности у школьников умений и навыков:

В тематическом планировании по разделам и темам в соответствии с программой отражены требования к уровню подготовки обучающихся и включают три направления:

·         освоение экспериментального  метода научного познания;

·         владение основными понятиями и законами физики;

·         умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию.

4)       по содержанию и количеству лабораторных работ;

В календарно-тематическом планировании отражено необходимое количество контрольных и лабораторных работ.

Особенностью программы является включение системы оценивания по устным опросам теоретического материала, письменных контрольных работ, лабораторных работ, а также перечня допускаемых ошибок.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

·         Классноурочная система.

·         Демонстрационный эксперимент.

·         Лабораторные и практические занятия.

·         Применение мультимедийного материала.

·         Решение экспериментальных задач.

 

Содержание учебного курса

Содержание учебного курса

8   класс(68ч, 2 ч в неделю)

I. Тепловые явления (28 ч)

Тепловое движение. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.

Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.

Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и её измерение.

Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования.

Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

Превращение энергии в механических и тепловых процессах.

Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.

 

Фронтальные лабораторные работы.

1.       Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

2.       Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела.

 

II. Электрические явления (28 ч)

Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле.

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр.

Электрическое напряжение. Вольтметр.

Электрическое сопротивление.

Закон Ома для электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединений проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счётчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.

 

Фронтальные лабораторные работы.

3.       Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках.

4.       Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

5.       Регулирование силы тока реостатом.

6.       Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

7.       Измерение работы и мощности электрического тока.

8.       Сборка электромагнита и испытание его действия.

9.       Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

 

III. Световые явления (9 ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света.

Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало.

Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Оптические приборы.

Разложение белого света на цвета. Цвета тел.

 

Фронтальная лабораторная работа.

10.    Получение изображения при помощи линзы.

 

Повторение (3ч)

 

 

Демонстрации.

1.       Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

2.       Сравнение теплоёмкостей тел одинаковой массы.

3.       Испарение различных жидкостей.

4.       Охлаждение жидкостей при их испарении.

5.       Постоянство температуры кипения жидкости.

6.       Плавление и отвердевание кристаллических тел.

7.       Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

8.       Устройство и действие четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания.

9.       Устройство паровой турбины.

10.    Электризация различных тел.

11.    Взаимодействие наэлектризованных тел. Два рода зарядов. Определение заряда наэлектризованного тела.

12.    Электрическое поле заряженных шариков.

13.    Составление электрической цепи.

14.    Измерение силы тока амперметром.

15.    Измерение напряжения вольтметром.

16.    Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи и от сопротивления этого участка.

17.    Измерение сопротивлений.

18.    Нагревание проводников током.

19.    Взаимодействие постоянных магнитов.

20.    Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки с током.

21.    Взаимодействие параллельных токов.

22.    Действие магнитного поля на ток.

23.    Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле.

24.    Устройство и действие электрического двигателя постоянного тока.

25.    Электромагнитная индукция.

26.    Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

27.    Прямолинейное распространение света.

28.    Отражение света.

29.    Законы отражения света.

30.    Изображение в плоском зеркале.

31.    Преломление света.

32.    Ход лучей в линзах.

33.    Получение изображений с помощью линз.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

К концу 8-го класса обучающиеся должны:

по разделу: «Тепловые явления»

                Учащиеся должны знать:

                Понятия: внутренняя энергия, теплопередача, теплообмен, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, температура плавления, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.

                Применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.

                Учащиеся должны уметь:

-         Применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренняя энергия, конвекция, теплопроводности, плавления, испарения.

-         Пользоваться термометром и калориметром.

-         «Читать» графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании.

-         Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии при различных способах теплопередачи.

-         Решать задачи с применением формул:

Q=cm(t2 – t1)        Q=qm    Q=lm    Q=Lm

               

по разделу: «Электрические и электромагнитные явления»

                Учащиеся должны знать:

                Понятия: электрический ток, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, закон Ома для участка цепи, формулы для вычисления сопротивления, работы и мощности тока, закон Джоуля – Ленца, гипотезу Ампера. Практическое применение названных понятий и законов.

                Учащиеся должны уметь:

-         Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, причины электрического сопротивления.

-         Чертить схемы простейших электрических цепей, измерять силу тока, напряжение, определять сопротивление с помощью амперметра и вольтметра, пользоваться реостатом.

-         Решать задачи на вычисления  I, U, R, A, Q, P

-         Пользоваться таблицей удельного сопротивления.

 

по разделу: «Световые явления»

                Учащиеся должны знать:

                Понятия: прямолинейность распространения света, фокусное расстояние линзы, отражение и преломление света, оптическая сила линзы, закон отражения и преломления света.

                Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.

                Учащиеся должны уметь:

-         Получать изображение предмета с помощью линзы.

-         Строит изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.

-         Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света.

Учебно – методическое обеспечение

 

Комплекты таблиц, комплект лабораторного оборудования для фронтальных работ, оборудование для демонстрационных опытов, раздаточный материал.

 

Список литературы

 

1.       Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. / А.В. Пёрышкин. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 191, (1) с.: ил.

2.       Поурочные разработки по Физике. К учебным комплектам С.В. Громова, Н.А. Родиной (М.: Просвещение); А.В. Пёрышкина (М.: Дрофа) 8 класс. / Полянский С.Е. – М.: «ВАКО», 2003, 304 с.

3.       Сборник задач по физике: к учебникам А.В. Пёрышкина и др. «Физика. 7 кл», «Физика. 8 кл», «Физика. 9 кл» (М.: Дрофа): 7 – 9-й кл. / А.В. Пёрышкин. – 6-е изд., стер. – М.: ЭКЗАМЕН, 2008. – 190, (2)с. – (Учебно-методический комплект).

4.       Сборник задач по физике: Учеб. пособие для учащихся 7 – 8 кл. сред. шк. / В.И. Лукашик – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994. – 191 с.: ил.

5.       Справочник школьника по физике: 7 – 11 кл. – М.: Дрофа, 1996. – 208 с.: ил. – (Библиотечка

6.       Физика. Тесты. 7 – 9 классы. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Учебн.-метод пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с.: ил.

7.       Физика. Тесты. 8 класс. / Г.Л. Курочкина. – М.: «Издат-Школа XXI век», - 80 с.

8.       Физический эксперимент в средней школе: Механика. Молекулярная физика. Электродинамика / Шахмаев Н.М., Шилов В.Ф. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.: ил. – (Б-ка учителя физики).

 

 

 

 

Содержание учебного курса

9 класс. (68 ч, 2 ч в неделю)

I. Законы взаимодействия и движения тел (27 ч)

Материальная точка. Система отсчёта.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения.

Инерциальные системы отсчёта. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.

Фронтальные лабораторные работы.

3.       Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

4.       Измерение ускорения свободного падения.

 

II. Механические колебания и волны. Звук (11 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.

Фронтальная лабораторная  работа.

10.    Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

 

III. Электромагнитные явления (12 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

Фронтальная лабораторная работа.

4.       Изучение явления электромагнитной индукции.

 

IV. Строение атома и атомного ядра (14 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звёзд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

Фронтальные лабораторные работы.

5.       Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

6.       Изучение деления ядра урана по фотографии треков.

 

Обобщающее повторение (6 ч)

 

Демонстрации.

 

  1. Прямолинейное и криволинейное движение.
  2. Направление скорости при движении по окружности.
  3. Падение тел в разряжённом пространстве (в трубке Ньютона).
  4. Свободные колебания груза на нити и груза на пружине.
  5. Образование и распространение поперечных и продольных волн.
  6. Колеблющееся тело как источник звука.
  7. Второй закон Ньютона.
  8. Третий закон Ньютона.
  9. Закон сохранения импульса.
  10. Реактивное движение.
  11. Модель ракеты.
  12. Стробоскопический метод изучения движения тела.

46.    Запись колебательного движения.

47.    Взаимодействие постоянных магнитов.

48.    Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки с током.

49.    Действие магнитного поля на ток.

50.    Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле.

51.    Электромагнитная индукция.

52.    Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

53.    Модель опыта Резерфорда.

  1. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

55.    Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

В результате изучения физики ученик должен:

знать/понимать

·                смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

·                смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

·                смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

уметь

·                описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

·                использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

·                представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

·                выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

·                приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

·                решать задачи на применение изученных физических законов;

·                осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

·                контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

·                рационального применения простых механизмов;

·                оценки безопасности радиационного фона.

 

 

Список литературы

 

9.       Физика. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. / А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник – 13-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2011. – 300, (4) с.: ил.; 1 л. цв. вкл.

10.    Физика. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник / авт.-сост. С.В. Боброва. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с.

11.    Физика: Задачник: 9 – 11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1996. – 368 с.: ил. – (Задачники «Дрофы»).

12.    Физика. Тесты. 7 – 9 классы. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Учебн.-метод пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с.: ил.

13.    Физический эксперимент в средней школе: Механика. Молекулярная физика. Электродинамика / Шахмаев Н.М., Шилов В.Ф. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.: ил. – (Б-ка учителя физики).

 

  

 

 

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИКЕ

8  КЛАСС

2016/2017 учебный год

68 ЧАСОВ (2 часа  в неделю)

п/п

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ  РАБОТЫ

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

1

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Тепловое движение. Температура.

 

Внутренняя энергия.

 

Способы изменения внутренней энергии тела.

 

Теплопроводность

 

Конвекция

 

Излучение

 

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

 

Удельная теплоёмкость вещества.

 

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

 

ЛР №1. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

 

ЛР №2. «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».

Энергия топлива.

 

 Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

 

Контрольная работа №1 «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

 

Агрегатные состояния вещества

 

Плавление и отвердевание кристаллических тел.

 

Удельная теплота плавления.

 

Решение задач на удельную теплоту плавления

 

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.

 

Кипение. Удельная теплота парообразования.

 

Решение задач на удельную теплоту парообразования

 

Влажность воздуха.

 

Работа газа при расширении.

Двигатель внутреннего сгорания

 

Обобщение по теме "Изменение агрегатных состояний вещества". Подготовка к контрольной работе

.

Контрольная работа №2 «ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА»

25

Тепловое движение. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.

Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.

Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и её измерение.

Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования.

Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

Превращение энергии в механических и тепловых процессах.

Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.

ЛР №1. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

ЛР №2. «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».

Контрольная работа №1 «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

Контрольная работа №2 «ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА»

 

2

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.

Электризация тел. Два рода зарядов.

 

Проводники и непроводники электричества

 

Электрическое поле.

 

Электрон. Строение атома

 

Объяснения электрических явлений

 

Электрический ток. Источники электрического тока.

 

Электрическая цепь и её составные части.

 

Электрический ток в металлах.

 

Направление электрического тока.

 

Сила тока. Единицы силы тока.

 

Амперметр.  Измерение силы тока.

ЛР №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».

 

Электрическое напряжение

 

Вольтметр. Измерение напряжения.

ЛР №4 «Измерения напряжения на различных участках электрической цепи».

 

Электрическое сопротивление  проводников. Зависимость силы тока от напряжения.

 

Закон Ома для участка цепи.

 

Удельное сопротивление.

 

 

Реостаты.

ЛР №5. «Регулирование силы тока реостатом».

 

ЛР №6. «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра».

 

Последовательное  соединение проводников

 

Параллельное соединение проводников.

 

Работа электрического тока.

 

Мощность электрического тока.

ЛР №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

 

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца.

 

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.

 

Короткое замыкание.

 

Обобщение по теме «Электрические явления»

 

Контрольная работа №3 «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ»

27

Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле.

Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр.

Электрическое напряжение. Вольтметр.

Электрическое сопротивление.

Закон Ома для электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединений проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счётчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

 

ЛР №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».

ЛР №4 «Измерения напряжения на различных участках электрической цепи».

ЛР №5. «Регулирование силы тока реостатом».

ЛР №6. «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра».

ЛР №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

 

Контрольная работа №3 «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ»

 

3

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

Магнитное поле. Магнитные линии.

 

Магнитное поле катушки с током.

 

Электромагниты. ЛР №8. «Сборка электромагнита и испытание его действия».

 

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов.

 

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

ЛР №9. «Изучение электрического двигателя постоянного тока».

 

Повторение темы «Электромагнитные явления»

 

Устройство электроизмерительных приборов

 

7

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.

 

ЛР №8. «Сборка электромагнита и испытание его действия».

ЛР №9. «Изучение электрического двигателя постоянного тока».

 

 

 

4

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

Источники света. Распространение света.

 

Отражение света. Законы отражения.

 

Плоское зеркало.

 

Преломление света.

 

Линзы. Оптическая сила линзы.

 

Изображения, даваемые линзой.

 

ЛР №10 «Получение изображения при помощи линзы».

 

Контрольная работа №4 «ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ И СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

 

Обобщающее повторение за курс физики 8 класса

 

9

Источники света. Прямолинейное распространение света.

Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало.

Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Оптические приборы.

Разложение белого света на цвета. Цвета тел.

ЛР №10 «Получение изображения при помощи линзы».

Контрольная работа №4 «ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ И СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

 

 

 

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИКЕ

9  КЛАСС

2016/2017 учебный год

68 ЧАСОВ (2 часа  в неделю)

п/п

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ  РАБОТЫ

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

1

ЗАКОНЫ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ.

Материальная точка. Система отсчёта.

 

Перемещение.

 

Определение координаты движущегося тела.

 

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

 

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

 

Скорость прямолинейного равноускоренного движения.

 

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

 

Перемещение тела при равноускоренном движении без начальной скорости.

 

Л/Р. №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

 

Решение задач по теме «Ускорение».

 

К/Р. №1 «прямолинейное движение.».

 

Относительность движения.

 

Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона.

 

Второй закон Ньютона.

 

Третий закон Ньютона.

 

Свободное падение тел.

 

Движение тела , брошенного вертикально вверх.

 

Л/Р. №2 «Исследование свободного падения».

 

Закон всемирного тяготения.

 

Ускорение свободного падения на Земле.

 

Прямолинейное и криволинейное движение.

 

Решение задач на движение по окружности.

 

Искусственные спутники Земли.

 

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

 

Реактивное движение. Ракеты.

 

Подготовка к контрольной работе.

 

К/Р. №2 «Законы движения тел».

27

Материальная точка. Система отсчёта.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения.

Инерциальные системы отсчёта. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.

Л/Р. №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Л/Р. №2 «Исследование свободного падения».

 

К/Р. №1 «прямолинейное движение.».

К/Р. №2 «Законы движения тел».

 

2

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК.

Колебательное движение. Колебательные системы.

 

Величины, характеризующие колебательное движение.

 

Л/Р. №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины».

 

Превращения энергии при колебательном движении.

 

Распространение колебаний в среде.

Волны.

 

Длина волны. Скорость распространения волн.

 

Источники звука. Звуковые колебания

.

Высота и тембр звука. Громкость звука.

 

Распространение звука. Скорость звука.

 

Отражение звука. Эхо.

 

К/Р. №3 «Механические колебания и волны. Звук.»

11

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.

Л/Р. №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины».

 

К/Р. №3 «Механические колебания и волны. Звук.»

 

3

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ.

Магнитное поле и его графическое изображение.

 

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

 

Правило левой руки.

 

Индукция магнитного поля.

 

Магнитный поток.

 

Явление электромагнитной индукции.

 

Л/Р. №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

 

Получение переменного электрического тока.

 

Электромагнитное поле.

 

Электромагнитные волны.

 

Электромагнитная природа света.

 

К/Р. №4 «Электромагнитное поле».

12

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля Магнитный поток. Электромагнитная индукция.

Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

Л/Р. №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

 

К/Р. №4 «Электромагнитное поле».

 

4

СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

 

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

 

Радиоактивные превращения атомных ядер.

 

Экспериментальные методы исследования частиц.

 

Открытие протона. Открытие нейтрона.

 

Состав атомного ядра. Ядерные силы.

 

Энергия связи. Дефект масс.

 

Деление ядер урана. Цепная реакция.

 

Ядерный реактор.

 

Атомная энергетика.

 

Биологическое действие радиации.

Термоядерная реакция.

 

Обобщение материала темы.

 

Подготовка к контрольной работе.

 

К/Р. №5 «Строение атома и атомного ядра.»

14

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звёзд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

 

К/Р. №5 «Строение атома и атомного ядра.»

 

5

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ.

Повторение по теме «Законы взаимодействия и движения тел»

Повторение по теме «Механические колебания и волны».

Повторение по теме «Электромагнитное поле».

Повторение по теме «Строение атома».

4

 

 

 

 

 

Итого

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 24.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»