Рабочая программа по физике 7 класс
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Порожская основная общеобразовательная  школа"

Рабочая программа по физике 7 класс

 

 

 

«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей  - предметников

Руководитель МО Воронцова Л.И.

_____________________

Протокол № ____

от «___» _________20__ г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора школы  по УВР  

Курицына О.Д.

____________________  

  «___»_________20__ г.

 

 

«Утверждаю»

 Директор школы

 Лаврентьева Н.В.

___________________

 «___» ________20__ г.

  

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Порожская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

По предмету  - физика

Класс -   7

Количество часов по программе –  68

 

 

Программа составлена учителем информатики

Ворониной Надеждой Алексеевной

Первая квалификационная категория

 

 

 

с.Порог

2017 год

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в ред. от 31.12.2015)

  Примерная основная образовательная программа основного общего образования;

  Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник (Физика. 7-9 классы: рабочие программы / сост. Е.Н. Тихонова. - 5-е изд. перераб. - М.: Дрофа, 2015)

  Федерального перечня учебников на 2016-2017 уч.год.;

  Требований к МТО;

  Устава ОУ;

и ориентирована на использование учебно-методического комплекта по физике А.В. Перышкина системы «Вертикаль».

 

Общие цели  и задачи  обучения.

Целями и задачами курса физики в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

·                   Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

·                   Формирование системы научных знаний о природе, её фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

·                   Систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для создания разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

·                   Формирование убеждённости в возможности познания окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

·                   Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

·                   Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся.

Для достижения поставленных целей учащимися необходимо овладение методом научного познания и методами исследования явлений природы, знания о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явления, физических величинах, характеризующих эти явления. У учащихся необходимо сформировать умения наблюдать физические явления и проводить экспериментальные исследования с помощью измерительных приборов. В процессе изучения физики должны быть изучены такие общенаучные понятия как природное явление, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки, а также понимание ценности науки для удовлетворения потребностей человека.

 

Общая характеристика учебного предмета

Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений о научной картине мира – важного ресурса научно-технического прогресса, ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.

Освоение учебного предмета «Физика» направлено на развитие у обучающихся представлений о строении, свойствах, законах существования и движения материи, на освоение обучающимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Учебный предмет «Физика» способствует формированию у обучающихся умений безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить естественно-научные исследования и эксперименты, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «Физика» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний физики в жизни основано на межпредметных связях с предметами: «Математика», «Информатика», «Химия», «Биология», «География», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Литература» и др.

 

 Описание места учебного предмета в учебном плане

 

Программа рассчитана на 68 час/год (2 час/нед.) в каждом классе в соответствии с Годовым календарным учебным графиком работы школы на 2017-2018 учебный год и соответствует  учебному плану школы.

В процессе прохождения материала осуществляется промежуточный контроль знаний и умений в виде самостоятельных работ, тестовых заданий, творческих работ, по программе предусмотрены тематические контрольные работы, в конце учебного года – итоговая контрольная работа за курс физики в 7 классе.

 

1. Планируемые результаты изучения курса физики.

Личностные результаты:

• сформированность познавательных интересов, интеллек­туальных и творческих способностей учащихся;

• убежденность в возможности познания природы, в не­обходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общест­ва, уважение к творцам науки и техники, отношение к фи­зике как элементу общечеловеческой культуры;

• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

• формирование ценностных отношений друг к другу, учи­телю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постанов­ки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные резуль­таты своих действий;

• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символи­ческой формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, вы­делять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источни­ков и новых информационных технологий для решения по­знавательных задач;

• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседни­ка, понимать его точку зрения, признавать право другого че­ловека на иное мнение;

• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

• формирование умений работать в группе с выполнени­ем различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты: 

• знания о природе важнейших физических явлений окру­жающего мира и понимание смысла физических законов, рас­крывающих связь изученных явлений;

• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и вы­полнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графи­ков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выво­ды, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение получен­ных знаний;

• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального при­родопользования и охраны окружающей среды;

• формирование убеждения в закономерной связи и по­знаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выво­дить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точ­но отвечать на вопросы, использовать справочную литерату­ру и другие источники информации.

         Более детально планируемые результаты обучения представлены в тематическом планировании.   

 

2. Содержание курса физики в 7 классе

Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений о научной картине мира – важного ресурса научно-технического прогресса, ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.

 

Введение (5 ч.)

Физика – наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физика и техника.

Демонстрации и опыты:

  Измерение размеров тел.

  Измерение расстояний.

  Измерение времени между ударами пульса

Фронтальная лабораторная работа:

№ 1. Определение цены деления измерительного прибора

 

Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч.)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Демонстрации и опыты:

  Диффузия в растворах и газах.

  Модель хаотического движения молекул в газе.

   Модель броуновского движения.

   Сцепление твердых тел.

   Демонстрация образцов кристаллических тел.

   Демонстрация моделей строения кристаллических тел.

   Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара.

Фронтальная лабораторная работа:

№ 2. Определение размеров малых тел.

 

Взаимодействие тел (22 ч.)

Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (траектория, путь, скорость, время движения). Равномерное и неравномерное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела.  Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Фи­зическая природа небесных тел Солнечной системы.

Демонстрации и опыты:

  Равномерное прямолинейное движение.

  Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчета.

  Измерение скорости равномерного движения.

  Явление инерции.

  Измерение силы.

  Определение коэффициента трения скольжения.

  Определение жесткости пружины.

  Сложение сил, направленных по одной прямой.

  Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления (с представлением результатов в виде графика или таблицы).

  Исследование зависимости массы от объема (с представлением результатов в виде графика или таблицы).

  Исследование зависимости деформации пружины от приложенной силы (с представлением результатов в виде графика или таблицы).

Фронтальная лабораторная работа:

№ 3. Измерение массы тела на рычажных весах.

№ 4. Измерение объема тела.

№ 5. Определение плотности твердого тела, измерение плотности жидкости.

№ 6. Градуировка пружины и измерение сил динамометром.

№ 7. Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы.

 

Давление твердых тел, жидкостей и газов (20 ч.)

Давление. Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Манометр. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов. Воздухоплавание.

Демонстрации и опыты:

  Барометр.

  Измерение атмосферного давления.

  Опыт с шаром Паскаля.

  Гидравлический пресс.

  Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема погруженной части.

Фронтальная лабораторная работа:

№ 8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

№ 9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

 

Работа и мощность. Энергия (13 ч.)

Механическая работа. Мощность.

Простые механизмы. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Коэффициент полезного действия механизма.

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Демонстрации и опыты:

  Равновесие тела, имеющего ось вращения.

  Определение момента силы.

  Нахождение центра тяжести плоского тела

Фронтальная лабораторная работа:

10. Выяснение условия равновесия рычага.

11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

 

Обобщающее повторение (3 ч.)

 

Перечень учебно-методического  обеспечения по  физике  для 7 класса

1.       Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Вертикаль, 2017

2.       Перышкин А. В. Сборник задач по физике: 7-9 к учебникам А. В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» /А.В. Перышкин; Сост.Н.В. Филонович. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

3.       Р.Д. Минькова, В.В. Иванова. Рабочая тетрадь по физике 7 класс/ М.: Экзамен, 2017.

4.       Р.Д. Минькова, В.В. Иванова. Тетрадь для лабораторных работ  по физике 7 класс/ М.: Экзамен, 2017.

 

Интернет-ресурсы

1.       http://standart.edu.ru/ Федеральный государственный образовательный стандарт основной школы (ФГОС) 

2.       http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

3.       http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

4.       http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Physics - Федеральные тесты по механике. Тесты по кинематике, динамике и статике.

5.        http://www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/ - Активная физика: программное обеспечение для поддержки изучения школьного курса физики.

6.       http://www.edu.delfa.net/ - Учителю физики.

7.        http://physics.nad.ru/ - Анимации физических процессов. Трехмерные анимации и визуализации по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями.

8.        http://kiv.sovtest.ru/ - Электронный учебник по физике 7 - 9 кл. По некоторым разделам имеются дифференцированные задачи, лабораторные работы.

Технические средства обучения

1.     Компьютеры.

2.     Мультимедийный проектор.

3.     Интерактивная доска.

Список литературы

1.            Зорин Н.И. Контрольно-измерительные материалы. Физика. 7 класс. – М.: ВАКО, 2014.

2.            Интернет сайт «Цифровые образовательные ресурсы»;

3.            Перышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2014;

4.            Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

5.            ФГОС ООО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897;

6.            Филонович Н.В. Физика. 7 класс. Методическое пособие к учебнику А.В.Перышкина., М.: Дрофа, 2014;

7.            Электронное приложение к учебнику www.drofa.ru

 

 

 

Учебно-тематический план

 

 

Наименование раздела

 

Количество часов

(всего)

Из них (количество часов)

Лабораторные   работы

Контрольные работы/ зачёты

1

Введение

5

1

1(к/р)

2

Первоначальные сведения о строении вещества

5

1

1(з)

3

Взаимодействие тел

22

5

1(к/р)/1(з)

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

20

2

1  (з)

5

Работа и мощность. Энергия

13

2

1 (з)

6

Обобщающее повторение

3

 

1 (к/р)

 

Итого:

68

11

3 (к/р)/ 4 (з)

 

 

Поурочное планирование

7   класс

Дата проведения урока

 

п/п

Тема  раздела, урока

Кол-во часов

Примечание

 

 

 

Введение    

5

 

 

1

§ 1-2. Что изучает физика.

Некоторые физические термины.

 

1

 

 

2

§ 3-4. Наблюдения и опыты.

Физические величины. Измерение физических величин

1

 

 

3

§ 5. Точность и погрешность измерений. Лабораторная работа № 1. «Определение цены деления измерительного прибора»

1

 

 

4

§ 6. Физика и техника

1

 

 

5

Обобщающий урок по теме «Физика и физические методы изучения природы». Контрольная работа № 1 по теме «Физика и физические методы изучения природы»

1

 

 

 

Первоначальные сведения о строении вещества 

5

 

 

6

§7-9. Строение вещества.

Молекулы.

Броуновское движение

1

 

 

7

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»

1

 

 

8

§ 10-11. Движение молекул.

Взаимодействие молекул.

1

 

 

9

§ 12-13. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.

1

 

 

10

Зачет  № 1 по теме «Первоначальные

сведения о строении вещества»

1

 

 

 

Взаимодействие тел 

22

 

 

11

§ 14-15. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

 

 

12

§ 16. Скорость.

Единицы скорости.

1

 

 

13

§ 17. Расчет пути и времени движения.

1

 

 

14

§ 18. Инерция.

1

 

 

15

§ 19. Взаимодействие тел

1

 

 

16

§ 20-21. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела

на весах.

1

 

 

17

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

 

 

18

§ 22. Плотность вещества

1

 

 

19

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела»

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности тела»

1

 

 

20

§ 23. Расчет массы и объема тела по его плотности

1

 

 

21

Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

1

 

 

22

Контрольная работа № 2 по темам  «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества».

1

 

 

23

§ 24-25. Сила.

Явление тяготения.

Сила тяжести.

1

 

 

24

§ 26. Сила упругости.

Закон Гука.

1

 

 

25

§ 27-28. Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

 

 

26

§ 29. Сила тяжести на других планетах.

1

 

 

27

§ 30. Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

 

 

28

§ 31. Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

 

 

 

29

§ 32-33. Сила трения. Трение покоя.

1

 

 

30

§ 34. Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения  от площади соприкосновения тел и прижимающей силы».

1

 

 

31

Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил».

1

 

 

32

Зачет  № 2 по теме «Взаимодействие тел»

1

 

 

 

Давление твердых тел, жидкостей и газов 

20

 

 

33

§ 35-36. Давление.  Единицы давления. Способы уменьшения  и увеличения давления.

1

 

 

34

§ 37.  Давление газа.

1

 

 

35

§ 38. Передача давления жидкостями и газами.

Закон Паскаля.

1

 

 

36

§ 39-40. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

 

 

37

Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»

1

 

 

38

§ 41. Сообщающиеся сосуды

1

 

 

39

§ 42-43. Вес воздуха.

Атмосферное давление.

1

 

 

40

§ 44. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

 

 

41

§ 45-46. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

 

 

42

§ 47. Манометры.

1

 

 

43

§ 48-49. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1

 

 

44

§ 50. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

 

 

45

§ 51. Закон Архимеда.

1

 

 

46

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

 

 

47

§ 52. Плавание тел.

1

 

 

48

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел».

1

 

 

49

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

 

 

50

§ 53-54. Плавание судов. Воздухоплавание.

1

 

 

51

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов.

Воздухоплавание».

1

 

 

52

Зачет № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1

 

 

 

Работа и мощность. Энергия 

13

 

 

53

§ 55. Механическая работа. Единицы работы.

1

 

 

54

§ 56. Мощность. Единицы мощности.

1

 

 

55

§ 57-58. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

 

 

56

§ 59. Момент силы.

1

 

 

57

§ 60. Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага».

1

 

 

58

§ 61-62. Блоки. «Золотое правило» механики.

1

 

 

59

Решение задач по теме «Условия равновесия рычага».

1

 

 

60

§ 63. Центр тяжести тела.

1

 

 

61

§ 64. Условия равновесия тел.

1

 

 

62

§ 65. Коэффициент полезного действия механизмов.  Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

1

 

 

63

§ 66-67. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.

1

 

 

64

§ 68. Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

 

 

65

Зачет № 4 по теме «Работа и мощность. Энергия».

1

 

 

 

Обобщающее повторение 

3

 

 

66

Повторение пройденного материала по курсу физики 7 класса

1

 

 

67

Итоговая контрольная работа

1

 

 

68

Итоговое повторение

1

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 


 

Дата последнего обновления страницы 24.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»