«Рассмотрено»
на заседании МО
учителей - предметников
Руководитель МО Воронцова Л.И.
_____________________
Протокол № ____
от «___» _________20__ г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
Курицына О.Д.
____________________
«___»_________20__ г.
|
«Утверждаю»
Директор школы
Лаврентьева Н.В.
___________________
«___» ________20__ г.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Порожская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
По предмету - география
Класс - 9
Количество часов по программе - 68
Программа составлена учителем географии
Поповым Дмитрием Александровичем
с.Порог
2017 г.
Пояснительная записка
1.) Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствие «Сборника нормативных документов. География» (Федеральный компонент Государственного стандарта) составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.; и на основе Николина В.В., Алексеев А. И., Липкина Е.К. География. Программы общеобразовательных учреждений 6-9, 10-11 классы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - Москва "Просвещение", 2010.
2.) Цель изучения географии 9 класса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить с разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.
Задачи изучения географии 9 класса:
· способствовать формированию географического мышления обучающихся, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
· формировать у обучающихся представление о целостности окружающего мира, России при её территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед населением, имеющих свои специфические особенности в разных регионах страны;
· служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре и истории своей Родины и населяющих её народов, экономического и эстетического воспитания;
· развить у школьников словесно-логическое и образное мышление;
· способствовать формированию картографической грамотности.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии обучающийся должен
знать/понимать
• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов; адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, районов разной специализации; центров производства важнейших видов продукции; основных коммуникаций и их узлов; внутригосударственных и внешних экономических связей России;
• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
При обучении обучающихся используются следующие методы: исследовательский, проблемный, репродуктивный и др.; формы уроков: лекции, деловая игра, семинар, практические работы и т. д.; приемы: работа с терминологией, разминка, отгадывание кроссвордов, работа с контурными картами, работы с учебником, составление опорных схем, таблиц и т.д.
Программа рассчитана на – 68 часов, 2 часа в неделю.
Тематическое планирование по географии 9 класс.
№ п/п |
Содержание |
Количество часов |
Всего |
1. |
Регионы России |
16 |
|
2. |
Европейская Россия |
33 |
3 |
3. |
Азиатская Россия |
12 |
2 |
4. |
Россия в современном мире |
7 |
|
5. |
Итого: |
68 |
5 |
|
|
|
|
|
|
Календарно - тематическое планирование по географии России 9 класс
№ ур. |
Тема |
Количество часов |
Дата проведения |
|
Регионы России 16 (ч) |
|
|
1 |
Учимся с "Полярной звездой" |
1 |
|
2 |
Районирование России. Р/К. |
1 |
|
3-6 |
Великие равнины России |
4 |
|
7-8 |
Горный каркас России - Урал и горы Южной Сибири |
2 |
|
9-10 |
Мерзлотная Россия Восточная и Северо-Восточная Сибирь |
2 |
|
11-12 |
Экзотика России - Северный Кавказ и Дальний Восток
|
2 |
|
13 |
Экологическая ситуация в России |
1 |
|
14 |
Экологическая безопасность России |
1 |
|
15 |
Контрольная работа № 1 «Природные районы России» |
|
|
16 |
Учимся с "Полярной звездой" |
1 |
|
|
Европейская Россия 33 (ч) |
|
|
|
Тема №1 Центральная Россия 6 (ч) |
|
|
17 |
Пространство Центральной России |
1 |
|
18 |
Центральная Россия: освоение территории и население |
1 |
|
19 |
Центральный район |
1 |
|
20 |
Волго - Вятский район
|
1 |
|
21 |
Центрально- Черноземный район |
1 |
|
22 |
Москва и Подмосковье |
1 |
|
|
Тема №2 Северо-Запад 5 (ч) |
|
|
23 |
Пространство Северо-Запада |
1 |
|
24 |
Северо-Запад: хозяйство "окно в Европу" |
1 |
|
25 |
Северо-Запад: хозяйство |
1 |
|
26 |
Санкт-Петербург – вторая столица России |
1 |
|
27 |
Практическая работа №1 Сравнительная характеристика Центральной России и Северо-Запада |
1 |
|
|
Тема №3 Европейский Север 10 (ч) |
|
|
28 |
Пространство Европейского Севера |
1 |
|
29 |
Европейский Север: освоение территории и население |
1 |
|
30 |
Европейский Север: хозяйство и проблемы. |
1 |
|
31 |
Архангельская область: географическое положение. Р/К. |
1 |
|
32 |
Архангельская область: моря. Р/К. |
1 |
|
33 |
Архангельская область: рельеф. Р/К. |
1 |
|
34 |
Архангельская область: климат. Р/К. |
1 |
|
35 |
Архангельская область: внутренние воды. Р/К. |
1 |
|
36 |
Архангельская область: природные зоны. Р/К. |
1 |
|
37 |
Контрольная работа № 2 «География Архангельской области» |
1 |
|
|
Тема №4 Северный Кавказ 4(ч) |
|
|
38 |
Пространство Северного Кавказа |
1 |
|
39 |
Северный Кавказ: освоение территории и население |
1 |
|
40 |
Северный Кавказ: хозяйство и проблемы |
1 |
|
41 |
Практическая работа №2 Сравнительная характеристика Европейского Севера и Северного Кавказа |
1 |
|
|
Тема №5 Поволжье 3(ч) |
|
|
42 |
Пространство Поволжья |
1 |
|
43 |
Поволжье: освоение территории и население |
1 |
|
44 |
Поволжье: хозяйство и проблемы |
1 |
|
|
Тема №6 Урал 5(ч) |
|
|
45 |
Пространство Урала |
1 |
|
46 |
Урал: освоение территории и хозяйство |
1 |
|
47 |
Урал: население и города |
1 |
|
48 |
Практическая работа №3 «Сравнительная характеристика Поволжья и Урала» |
1 |
|
49 |
Контрольная работа №3 «Европейская Россия» |
1 |
|
|
Азиатская Россия 12(ч) |
|
|
|
Тема №7 Сибирь 5(ч) |
|
|
50 |
Пространство Сибири |
1 |
|
51 |
Сибирь: освоение территории и население |
1 |
|
52 |
Сибирь: хозяйство |
1 |
|
53 |
Западная Сибирь |
1 |
|
54 |
Восточная Сибирь |
1 |
|
|
Тема №8 Дальний Восток 7(ч) |
|
|
55 |
Пространство Дальнего Востока |
1 |
|
56 |
Дальний Восток: освоение территории и население (1) |
1 |
|
57 |
Дальний Восток: освоение территории и население (2) |
1 |
|
58 |
Дальний Восток: хозяйство |
1 |
|
59 |
Практическая работа №4 «Сравнительная характеристика Сибири и Дальнего Востока» |
1 |
|
60 |
Практическая работа №5 «Сравнительная характеристика регионов России» |
1 |
|
61 |
Контрольная работа №4 «Азиатская Россия» |
1 |
|
|
Россия в современном мире 7(ч) |
|
|
62-63 |
Соседи России |
2 |
|
64-65 |
Сфера влияния России |
2 |
|
66-67 |
Обобщение География России |
2 |
|
68 |
Итоговая контрольная работа «География России» |
1 |
|
|
|
|
|
Формы и средства контроля образовательных результатов обучающихся
Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный, работа по картам атласа и контурным картам, проверочные работы и самостоятельные, тесты, компьютерные презентации, контрольные работы.
Критерии и нормы оценивания обучающихся
Оценка устных ответов учащихся:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы
В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»
Оценка «1» не ставится
Оценка письменных контрольных работ(тестовых работ)
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы
Оценка «1»не ставится
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов
Оценка «1»не ставится
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты
Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю
УМК:
1.) Учебник. География. России. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.И Алексеев, С.И. Болысов, ВВ. Николина. – М.: Просвещение,2011.
2.) География: 9 класс: Мой тренажер: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений (Полярная звезда). Автор: Николина В.В. М: Просвещение.
3.) Атлас. География России 8-9 класс.
4.) Атлас Кемеровской области.
Дополнительная литература:
1.) Алексеев А.И. География России. Природа населения. – М.:Дрофа,2010.
2.) Дронов В.П. , Баринова В.И., Ром В.Я. Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа, 2008.\
3.) География в цифрах. 6-10 кл. : справочное пособие / О.А. Климанова. –М.: Дрофа, 2008.
4.) Контрольно-измерительные материалы. География 9 класс / Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012.
5.) Беловолова Е.А. формирование ключевых компетенций на уроках географии : 6-9 классы : методическое пособие / Е.А. Беловолова. - М. Вентана-Граф, 2010.
6.) Николина В.В. География. Поурочные разработки. 9 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". -М.: Просвещение, 2010.