Рабочая программа по ОБЖ 7-9 классы
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Порожская основная общеобразовательная  школа"

Рабочая программа по ОБЖ 7-9 классы

 

 

 

 

 

«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей  - предметников

Руководитель МО Воронцова Л.И.

_____________________

Протокол № ____

от «___» _________20__ г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора школы  по УВР  

Курицына О.Д.

____________________  

  «___»_________20__ г.

 

 

«Утверждаю»

 Директор школы

 Лаврентьева Н.В.

___________________

 «___» ________20__ г.

  

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Порожская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

Рабочая программа

 

 

 

 

 

 

 

 

По предмету  - ОБЖ

Класс -  7-9

Количество часов по программе - 102

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа составлена учителем ОБЖ

Поповым Дмитрием Александровичем

 

 

 

 

 

с.Порог

2017 г. 

Пояснительная записка

Рабочая  программа  предназначена для изучения основ безопасности жизнедеятельности в основной школе  (7-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту  основного общего образования /Стандарты второго поколения /  М.: «Просвещение», 2014).

Рабочая программа предназначена для обучающихся 7-9 классов.

Программа составлена на основе  примерной  программы  основного  общего  образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»  для 5-9  классов( М.: Просвещение, 2010) и авторской программы: Основы безопасности жизнедеятельности: 7-9 классы: программа / Н.Ф. Виноградовой, Д.В. Смирнова, М.: Вента-Граф, 2014 – 48 с.

Программа реализуется по УМК Н.Ф. Виноградовой, Д.В. Смирнова, Л.В. Сидоренко

    В настоящее время вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности стали одной из самых насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Актуальность изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в основной школе  обусловлена необходимостью выполнения социального заказа. В последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального и бытового характера, опасных для человека. К природнымчрезвычайным ситуациям относятся стихийные бедствия (ураганы, штормы, сели, землетрясения извержения вулканов и пр.); к  техногенным – аварии или опасные техногенные происшествия; к социальным -  экстраординарные ситуации, связанные с террористической угрозой, асоциальным поведением людей; к  бытовым – ситуации, вызванные нарушением правил техники безопасности в быту (пожары, замыкания в электросети, утечка газа, воды);к дорожным - ситуации, связанные с поведением на дороге, в транспорте.

       В условиях чрезвычайных ситуаций может возникнуть угроза для жизни человека. Анализ этих ситуаций показывает, что среди причин гибели людей, в частности детей школьного возраста, основными являются, во-первых, отсутствие элементарных знаний о правилах поведения в экстремальных ситуациях; во-вторых, слабо развитая мотивация действий и как результат- недостаточно сформированное прогностическое восприятие и мышление, отсутствие опыта решения задач по преодолению нестандартных ситуаций. Исходя из этого основной идеей конструирования данной предметной линии стало формирование психологической готовности школьника к принятию возникшей чрезвычайной ситуации, развитие мотивов поведения и умения предвидеть опасность. Поэтому в средствах обучения, реализующих программу, много материалов. Которые направленны на анализ воображаемых ситуаций, предвидение и оценку возможных действий, которые в этих ситуациях необходимо совершить.

Цели и задачи изучения предмета.

 

Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в основной школе направленно на реализацию следующей воспитательно-образовательной цели: расширение знаний и формирование умений подростков по организации здорового образа жизни, выбору правильного поведения в различных неординарных и чрезвычайных ситуациях.

       Основными задачами изучения данной предметной области являются следующие:

1)      Осознание необходимости изучения правил поведения в необычных, нестандартных и чрезвычайных ситуациях, овладения умением ориентироваться в них;

2)      Воспитание способности к восприятию и оценке жизненных ситуаций, таящих в себе опасность, и приобретение опыта их преодоления;

3)      Формирование представлений о причинах возникновения опасных ситуаций, правилах безопасного поведения в них;

4)      Воспитание самоконтроля и самооценки поведения в опасных для здоровья и жизни ситуациях, развитие умения предвидеть последствия своего поведения.

 

Общая характеристика учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности в 7-9 классах.

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

В задачи ОБЖ входит:

?      предвидеть опасность;

?      распознать опасность;

?      классифицировать опасность;

?      избегать опасности;

?      правильно действовать в опасной ситуации.

Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать – определяющую, играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформированности культуры безопасного поведения.

Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения, научно-методическую поддержку в области безопасности и здоровья.

В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.

Многие проблемы поможет решить курс ОБЖ, главной целью которого, как подчеркнуто в письме Минобразования Российской Федерации «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России» является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих жизни условиях и привитие навыков по оказанию помощи пострадавшим.

Следует заметить, что данный курс, введенный в учреждениях общего и профессионального образования, представляет собой один из немногих интегрированных образовательных курсов. Его уникальная особенность обусловлена высокой социальной значимостью и общей воспитательной направленностью. Он включает в себя важнейшие компоненты, относящиеся к формированию культуры здорового образа жизни, бережному отношению к своему здоровью, умению сказать «нет» вредным привычкам

Отбор содержания учебного предмета ОБЖ исходит из следующих дидактических принципов.

1)      Учет требований стандарта основного общего образования по данной предметной области.

2)      Актуальность для подростков обсуждаемых проблем.

3)      Принцип интеграции. Весь учебный материал подчинен принципу интеграции субъективных и объективных факторов, обеспечивающих безопасность в любой чрезвычайной ситуации.

4)      Принцип психологической обусловленности позволяет обучающемуся быть не столько объектом, сколько субъектом образовательной деятельности.

5)      Практическая направленность курса. Этот принцип обеспечивает формирование конкретных умений в процессе практических занятий как на уроках, так и во внеучебной деятельности.

6)      Деятельностный подход. Реализация этого принципа обеспечивает активность и самостоятельность учебной деятельности школьника.

7)      Культурологический принцип дает возможность расширить круг представлений школьников о проблемах здоровья, его укрепления и охраны.

Программное содержание курса построено по линейно-концентрическому принципу, то есть развертывается последовательно, постепенно усложняясь и расширяясь. В каждой теме обязательно выполняются практические задания, осуществляется проектная деятельность.

Место учебного предмета в учебном плане.

 

Предмет ОБЖ изучается на уровне основного общего образования в 7-9 классах в общем объеме 102 часа: по одному часу в неделю: 34 часа в 7 классе, 34 часа в 8 классе и 34 часа в 9 классе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета.

 

Личностные результаты:

 

    усвоение правил индивидуального и коллективного без­
опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и
на дорогах;

    формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни;

    усвоение  гуманистических,  демократических   и  традиционных ценностей многонационального российского общества;  воспитание  чувства  ответственности  и  долга  перед
Родиной,

    формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

    формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира:

    формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

    освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

    развитие правового мышления и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственною поведения, осоз­нанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

    формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

    формирование основ экологической культуры на осно­ве признания ценности жизни во всех ее проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

    осознание значения семьи в жизни человека и общест­ва, принятие ценности семейной жизни, уважительное и за­ботливое отношение к членам своей семьи;

    формирование антиэкстремистского мышления и анти­террористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безо­пасности жизнедеятельности.

 

Метапредметные результаты:

 

    умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

    умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;

     умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;

    владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    умение ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы,

    умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы дли решения учебных и позна­вательных задач;

    умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

    формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

    освоение приемок действии в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

    формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 

Предметные результаты:

 

    формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защита личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

    формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

    понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;

    понимание роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и заши­ты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и  терроризма;

    понимание необходимости подготовки граждан к воен­ной службе;

    формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

    формирование антиэкстремистской и антитеррористи­ческой личностной позиции;

    понимание необходимости сохранения природы и окру­жающей среды для полноценной жизни человека;

    знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, об­щества и государства;

    знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

    умение оказать первую помощь пострадавшим;

    умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

    умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом ре­ально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей.

 

Планируемые результаты образовательной деятельности.

 

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Основы комплексной безопасности

• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;

• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;

• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;

• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;

• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

• систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;

• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;

• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;

• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;

• характеризовать РСЧС[1]: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;

• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;

• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;

• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;

• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;

• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;

• описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;

• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.

• формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите обучающихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

• подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;

• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;

• различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;

• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;

• анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;

• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;

• обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;

• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;

• моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.

• формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;

• формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;

• формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;

• использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;

• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;

• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;

• систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;

• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства.

• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;

• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;

• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;

• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.

• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.

 

Содержание учебного предмета ОБЖ

 

7 класс(34 часа)

Введение. Основы безопасности жизнедеятельности.

Проблема здорового образа жизни. Как её решали в древности. Окружающая среда и безопасность. Какие знания и умения приобретают при изучении ОБЖ.

Расширение кругозора. Физическое воспитание в Спарте

Здоровый образ жизни. Что это?

Что такое здоровый образ жизни. Слагаемые здоровья. Что такое физическое здоровье. Значение физической культуры для здоровья человека. Хорошее физическое состояние обеспечивает здоровье и эмоциональное благополучие человека. Закаливание как способ тренировки организма. Правила личной гигиены.

Расширение кругозора. Русская баня и здоровье; польза закаливания

Правила рационального питания, соблюдение которых позволяет поддерживать здоровье. Белки — строительный материал для организма; углеводы и жиры — источник энергии для организма. Продукты питания как экологический фактор. Питание и болезни. Диета.

Расширение кругозора. Чемпион среди круп по содержанию белков. Благотворное воздействие зелёного чая

Психическое здоровье — эмоциональное благополучие человека. Способность управлять эмоциями, спокойно решать возникающие проблемы. Использование релаксационных упражнений как средства регулирования своего эмоционального состояния, развитие способности «властвовать собой». Воздействие шумов на организм человека. Компьютер и здоровье. Информационная безопасность

Человек — социальное существо, член общества. Социальная среда — обязательное условие развития человека. Отношения с окружающими людьми — показатель социального здоровья человека. Общение — ценная деятельность человека. Учение — социально важная деятельность, обеспечивающая прогресс общества. Круг интересов человека. Фанаты и поклонники.

Расширение кругозора. Дети-маугли

Репродуктивное здоровье — способность человека к воспроизведению. Половое созревание — особенность подросткового и юношеского возраста. Подготовка организма к деторождению. Чистота тела — одно из условий репродуктивного здоровья. Риски старшего подросткового возраста

Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни

Пожар — чрезвычайная ситуация. Причины пожаров. Поражающие факторы пожара. Правила пожарной безопасности. Безопасность во время праздничных фейерверков. Организация эвакуации из горящего здания. Средства пожаротушения. Помощь при ожогах.

Залив жилища. Причины заливов помещений. Правила поведения при заливах. Электричество при неправильном использовании может быть опасным. Правила пользования электроприборами. Оценка обстановки при электротравмах, первая помощь.

Правила пользования газовыми приборами. Первая помощь при отравлении бытовым газом. Правила безопасности при пользовании бытовой химией

Досуг в городе; каких мест лучше избегать. Как вести себя на улице. Меры предосторожности в лифте и на лестнице. Правила поведения при нападении. Подручные средства самообороны.

Места, где играть запрещено. Опасности, которые скрывает карьер. Экстрим в игре и спорте. Неразорвавшиеся боеприпасы.

           Расширение кругозора. Уголовный кодекс РФ о проникновении в чужое жилище

Итоговое контрольное тестирование

Итоговое повторение и обобщение

8 класс(34 часа)

Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе

 

Ядовитые растения нашей местности,  их влияния на здоровье человека. Правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления. Поведение в лесу при встречах с опасными животными. Гроза в лесу.

Водоём зимой и летом. Причины возникновения опасных ситуаций на воде. Действия в неожиданных ситуациях. Выполнение правил поведения при купании. Умения отдыхать на воде. Правила катания на лодке. Помощь утопающему. Приёмы проведения искусственного дыхания. Правила поведения на льду.

Расширение кругозора. Ядовитые растения, мифы о грибах, опасные земноводные

Современный транспорт и безопасность

Транспорт в современном мире. Виды транспортных средств. Негативное воздействие транспорта на природу.

Чрезвычайные ситуации на дорогах. Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий, поведение их участников, помощь пострадавшим.

Метро — транспорт повышенной опасности. Возможные опасные ситуации, связанные с метро. Правила поведения в метро.

Правила поведения пассажиров на борту авиалайнера. Нестандартные ситуации во время полёта.

Меры предосторожности при ухудшении самочувствия во время

полёта.

Особенность железнодорожного транспорта. Правила поведения при крушении поезда, при возникновении в вагоне пожара.

Расширение кругозора. Экологически безопасный транспорт, ремни безопасности, наказания за нарушения правил безопасного полёта

Безопасный туризм

Виды активного туризма: пеший, водный, лыжный, горный, конный, парусный, вело-, спелео-, авто-, мото- и другие опасности, подстерегающие туриста. Обязанности туриста в туристской группе. Зависимость безопасности в туристском походе от подготовленности каждого туриста и всей туристской группы. Объективные трудности турпохода. Субъективные трудности турпохода.

Движение по туристскому маршруту. Правила безопасности в туристском походе. Преодоление естественных препятствий. Рациональное распределение группового снаряжения между участниками похода. Требования к составлению графика движения туристской группы. Туризм и экология окружающей среды. Обеспечение безопасности при переправах через реки. Способы переправы через водотоки (реки): «вброд», «на плавсредствах», «над водой», «вплавь», «по льду». Алгоритм проведения разведки перед преодолением естественного препятствия. Распределение ролей между участниками похода при организации переправ.

Если турист отстал от группы… Алгоритм (правила) обеспечения собственной безопасности туриста, который оказался в лесу один (отстал от группы). Состав индивидуального аварийного набора туриста. Действия туристской группы в ЧС по организации поиска туриста, отставшего от группы. Основные правила безопасности при выборе места для организации бивуака туристской группы. Требования безопасности к бивуаку туристской группы при организации вынужденной остановки на ночлег. Типы костров, используемых в туризме, и их назначение. Правила разведения костров.

Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения в водном походе. Требования к специальному личному туристскому снаряжению в водном походе. Правила безопасности в путешествиях с использованием плавсредств.

Узлы в туристском походе. Функции, свойства и особенности узлов,

используемых туристами в путешествиях. Требования к узлам, продиктованные практикой их применения в походных условиях. Положительные качества и недостатки разных видов узлов, используемых в по­ходах.

           Расширение кругозора. Требования к подбору рюкзака для туристского похода

Итоговое контрольное тестирование

Итоговое повторение и обобщение

9 класс(34 часа)

Когда человек сам себе враг

Почему курят подростки? Чем опасен сигаретный дым? Влияние курения на растущий организм.

Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков. Воздействие алкоголя на организм человека. Психологическая готовность к неприятию алкоголя. Первая помощь при отравлении алкоголем.

Что такое наркотики и наркомания? Воздействие наркотиков на организм человека. Токсикомания

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Определение чрезвычайной ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения. Общие правила эвакуации.

Что такое землетрясение. Степень воздействия сейсмических волн. Прогнозирование землетрясений. Признаки землетрясения. Правила поведения во время землетрясения. Извержение вулкана — грозное стихийное явление. Признаки начала извержения. Поведение во время извержения вулкана.

Что такое сели и оползни. Причины их образования. Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней.

Что такое ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их приближения.

Причины возникновения наводнений. Меры по предупреждению последствий наводнений. Эвакуация перед наводнением и во время его. Действия перед наводнением и при наводнении.

Природные пожары, их причины.  Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре.

Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида

Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской федерации.

Что такое экстремизм и терроризм. Правила поведения во время взрыва и после него. Взятие в заложники и правила поведения в этом случае.

Государственная политика противодействия экстремизму и терроризму в России. Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. Особенности проведения спецопераций

Что такое национальная безопасность Российской Федерации. Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации

Итоговое контрольное тестирование

Итоговое повторение и обобщение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование учебного предмета «ОБЖ»

7 класс. 34 часа

           

Тема

Программное содержание

Деятельность обучающихся

Введение. Цели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

(2 часа)

Проблема здорового образа жизни. Как её решали в древности. Окружающая среда и безопасность. Какие знания и умения приобретают при изучении ОБЖ.

Коммуникативная деятельность: правила участия в диалоге и дискуссии; построение суждений. Работа с информацией: отбор видео- и интернет-материалов и их оценка. Аналитическая деятельность: чтение и оценка учебных текстов для ответа на вопрос «Почему проблема здорового образа жизни волновала общество уже в древности?»; выделение главной мысли учебного текста. Самооценка: определение своих возможностей и способностей. Конструирование понятий: природные чрезвычайные ситуации, техногенные чрезвычайные ситуации, безопасная жизнедеятельность. Формулирование вывода: почему нужно изучать предмет ОБЖ

Зависит ли здоровье от образа жизни? Физическое здоровье человека

(4 часа)

Что такое здоровый образ жизни. Слагаемые здоровья. Что такое физическое здоровье. Значение физической культуры для здоровья человека. Хорошее физическое состояние обеспечивает здоровье и эмоциональное благополучие человека. Закаливание как способ тренировки организма. Правила личной гигиены.

Коммуникативная деятельность: правила участия в диалоге и дискуссии; построение суждений, тезисов и антитезисов. Работа с информацией: отбор видео- и интернет-материалов и их оценка. Аналитическая деятельность: чтение и оценка учебных текстов; выделение главной мысли учебного текста; высказывание версий о смысле пословиц и поговорок. Конструктивная деятельность: построение схем «Здоровье человека», «Физическое здоровье человека». Аналитическая деятельность: создание памятки «Правила закаливания». Рефлексивная деятельность: оценка своего физического развития; создание программы закаливания

Правильное питание
(4 часа)

Правила рационального питания, соблюдение которых позволяет поддерживать здоровье. Белки — строительный материал для организма; углеводы и жиры — источник энергии для организма. Продукты питания как экологический фактор. Питание и болезни. Диета

Коммуникативная деятельность: правила участия в диалоге; конструирование суждений и доказательств. Практическая деятельность: анализ «пищевой пирамиды», составление меню ученика 7 класса на день. Конструирование вывода на основе анализа иллюстративного материала, схем

и таблиц учебника. Чтение информации, представленной в диаграмме и таблицах. Аналитическая деятельность: работа с информацией, представленной в таблице и иллюстрациях

Психическое здоровье человека (2 часа)

Психическое здоровье — эмоциональное благополучие человека. Способность управлять эмоциями, спокойно решать возникающие проблемы. Использование релаксационных упражнений как средства регулирования своего эмоционального состояния, развитие способности «властвовать собой». Воздействие шумов на организм человека. Компьютер и здоровье. Информационная безопасность

Конструирование характеристики понятия «психическое здоровье человека». Практическая деятельность: упражнения на релаксацию. Рефлексивная деятельность: самоконтроль и самооценка — «признаки стресса». Коммуникативнаядеятельность: построение суждений, доказательств, пояснений. Сравнение и дифференциация: ложное и истинное суждение. Деятельность в коллективе: правила совместной деятельности

Социальное здоровье человека (2 часа)

Человек — социальное существо, член общества. Социальная среда — обязательное условие развития человека. Отношения с окружающими людьми — показатель социального здоровья человека. Общение — ценная деятельность человека. Учение — социально важная деятельность, обеспечивающая прогресс общества. Круг интересов человека. Фанаты и поклонники.

Аналитическая деятельность:оценка информации, представленной в тексте. Рефлексивная деятельность: самооценка умений общаться, самоанализ учебной деятельности. 

Коммуникативная деятельность: конструирование суждений, выбор и объяснение ответа (из представленных альтернативных)

                                                                 

Репродуктивное здоровье подростков и его охрана (3 часа)

Репродуктивное здоровье — способность человека к воспроизведению. Половое созревание — особенность подросткового и юношеского возраста. Подготовка организма к деторождению. Чистота тела — одно из условий репродуктивного здоровья. Риски старшего подросткового возраста

Коммуникативная деятельность: построение суждений, подбор доказательств. Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в тексте; составление плана ответа на вопрос «Особенности развития мальчиков и девочек»

Как вести себя при пожаре. Чрезвычайные ситуации в быту (9 часов)

Пожар — чрезвычайная ситуация. Причины пожаров. Поражающие факторы пожара. Правила пожарной безопасности. Безопасность во время праздничных фейерверков. Организация эвакуации из горящего здания. Средства пожаротушения. Помощь при ожогах.

Залив жилища. Причины заливов помещений. Правила поведения при заливах. Электричество при неправильном использовании может быть опасным. Правила пользования электроприборами. Оценка обстановки при электротравмах, первая помощь.

Правила пользования газовыми приборами. Первая помощь при отравлении бытовым газом. Правила безопасности при пользовании бытовой химией

Аналитическая деятельность: составление памятки «Причины пожаров» (по иллюстративному материалу). Чтение информации, представленной на схеме. Моделирование бытовых пожароопасных ситуаций. Практическая игровая деятельность: «эвакуация» из горящего дома; применение средств пожаротушения; помощь при ожогах. Конструирование воображаемых ситуаций. Коммуникативная деятельность: участие в диалоге, построение суждений и умозаключений. Аналитическаядеятельность: анализ жизненных ситуаций и текста учебника; оценка информации, представленной на схеме. Практическая (игровая) деятельность: разыгрывание сценок на материале «Медицинской странички». Коммуникативная деятельность:правила участия в дискуссии, построение суждений и доказательств. Практическая деятельность: первая помощь при отравлениях

Разумная предосторожность. Опасные игры (6 часов)

Досуг в городе; каких мест лучше избегать. Как вести себя на улице. Меры предосторожности в лифте и на лестнице. Правила поведения при нападении. Подручные средства самообороны.

Места, где играть запрещено. Опасности, которые скрывает карьер. Экстрим в игре и спорте. Неразорвавшиеся боеприпасы.

Аналитическая деятельность: конструирование памятки «Правила поведения в ситуациях опасного общения». Конструирование воображаемых ситуаций (игра-драматизация): разыгрывание сценок общения

с мошенниками, хулиганами, психологическая готовность к встрече с опасными незнакомцами

Итоговое контрольное тестирование за 7 класс.   (1 час)

 

 

Итоговое повторение и обобщение(1 час)

 

 


 

8 класс. 34 часа

 

Тема

Программное содержание

Деятельностьобучающихся

Опасности, с которыми мы cталкива­емся на природе

(7 часов)

Ядовитые растения нашей местности,  их влияния на здоровье человека. Правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления. Поведение в лесу при встречах с опасными животными. Гроза в лесу.

Водоём зимой и летом. Причины возникновения опасных ситуаций на воде. Действия в неожиданных ситуациях. Выполнение правил поведения при купании. Умения отдыхать на воде. Правила катания на лодке. Помощь утопающему. Приёмы проведения искусственного дыхания. Правила поведения на льду.

 

Совместная деятельность:правила взаимодействия. Аналитическаядеятельность: определение видовых особенностей ядовитых растений; определение ядовитых или несъедобных грибов. Коммуникативнаядеятельность: рассказы обучающихсяо поведении при встрече с ядовитыми животными. Совместная деятельность: правила работы в группах. Аналитическая деятельность:оценка информации, представленной в тексте учебника, и составление памятки для купальщика. Коммуникативная деятельность:правила участия в дискуссии и диалоге, конструирование суждений и умозаключений. Практическая деятельность (ролевая игра): помощь тонущему, а также провалившемуся под лёд

Современный транспорт и безопасность

(10 часов)

Транспорт в современном мире. Виды транспортных средств. Негативное воздействие транспорта на природу.

Чрезвычайные ситуации на дорогах. Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий, поведение их участников, помощь пострадавшим.

Метро — транспорт повышенной опасности. Возможные опасные ситуации, связанные с метро. Правила поведения в метро.

Правила поведения пассажиров на борту авиалайнера. Нестандартные ситуации во время полёта.
Меры предосторожности при ухудшении самочувствия во время
полёта.

Особенность железнодорожного транспорта. Правила поведения при крушении поезда, при возникновении в вагоне пожара

Интеллектуальная деятельность: сравнение и дифференциация видов транспорта, анализ информации, представленной в рассказе учителя.  Коммуникативнаядеятельность: конструирование гипотез, суждений, выводов, составление памятки «Чтобы избежать наезда…».

Аналитическая деятельность: работа с информацией, представленной в таблицах, схемах, иллюстрациях.

Практическая деятельность
(ролевая игра)
: действия по оказанию первой помощи при кровотечениях; наложение шины.

Интеллектуальная деятельность:выдвижение предположений, построение доказательств, анализ информации, представленной в тексте учебника. Коммуникативная и рефлексивная деятельность: рассказы обучающихся «Моё поведение в метро», алгорит­мизация поведения в условиях ЧС в метро. Интеллектуальная деятельность:анализ информации, представленной в рассказе-объяснении учителя и в текcте учебника; конструирование правил поведения перед полётом и во время полёта; нахождение ошибок в поведении пассажиров авиалайнера (по иллюстративному материалу). Рефлексивная деятельность, самоанализ: моё состояние во время полёта. Практическая деятельность (ролевая игра): спасательное оборудование, алгоритмизация поведения в условиях ЧС во время полёта. Аналитическая деятельность: анализ информации, представленной в объяснении учителя. Коммуникативнаядеятельность: алгоритмизация поведения во время пожара в поезде; конструирование вывода и умозаключения

Безопасный туризм(14 часов)

Виды активного туризма: пеший, водный, лыжный, горный, конный, парусный, вело-, спелео-, авто-, мото- и другие опасности, подстерегающие туриста. Обязанности туриста в туристской группе. Зависимость безопасности в туристском походе от подготовленности каждого туриста и всей туристской группы. Объективные трудности турпохода. Субъективные трудности турпохода.

Движение по туристскому маршруту. Правила безопасности в туристском походе. Преодоление естественных препятствий. Рациональное распределение группового снаряжения между участниками похода. Требования к составлению графика движения туристской группы. Туризм и экология окружающей среды. Обеспечение безопасности при переправах через реки. Способы переправы через водотоки (реки): «вброд», «на плавсредствах», «над водой», «вплавь», «по льду». Алгоритм проведения разведки перед преодолением естественного препятствия. Распределение ролей между участниками похода при организации переправ.

Если турист отстал от группы… Алгоритм (правила) обеспечения собственной безопасности туриста, который оказался в лесу один (отстал от группы). Состав индивидуального аварийного набора туриста. Действия туристской группы в ЧС по организации поиска туриста, отставшего от группы. Основные правила безопасности при выборе места для организации бивуака туристской группы. Требования безопасности к бивуаку туристской группы при организации вынужденной остановки на ночлег. Типы костров, используемых в туризме, и их назначение. Правила разведения костров.

Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения в водном походе. Требования к специальному личному туристскому снаряжению в водном походе. Правила безопасности в путешествиях с использованием плавсредств.

Узлы в туристском походе. Функции, свойства и особенности узлов,
используемых туристами в путешествиях. Требования к узлам, продиктованные практикой их применения в походных условиях. Положительные качества и недостатки разных видов узлов, используемых в походах.

Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятий «туризм» и «безопасный туризм», построение вопросов и ответов. Аналитическаядеятельность: дополнение рассказа-объяснения учителя (исходя из личного опыта обучающихся). Конструирование вывода:объективные и субъективные трудности похода и их преодоление. Практическая деятельность (ролевая игра-соревнование): составление графика движения тургруппы по маршруту, конструирование плана действий по обеспечению безопасности в туристских походах; распределение снаряжения между участниками похода (заполнение таблиц). Конструирование характеристик понятий: туристский маршрут, режим дня, график движения тургруппы, скорость движения, дневной переход, условия похода, ритм движения и др. Рефлексивная деятельность: признаки утомления туриста на маршруте (самоконтроль и самооценка).

Коммуникативнаядеятельность: построение суждений, доказательств, пояснений. Сравнение и дифференциация: ложное и истинное суждение. Аналитическая деятельность: конструирование памятки «Безопасная организация движения группы по маршруту». Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в тексте учебника, и составление памятки. Коммуникативная деятельность:правила участия в дискуссии и диалоге, конструирование суждений и умозаключений. Практическая деятельность (ролевая игра): составление и проигрывание различных вариантов программы поиска потерявшегося туриста и программы его действий в чрезвычайной ситуации. Практическая деятельность (ролевая игра): распределение ролей в тургруппе при выборе места для бивуака туристской группы в разных видах туризма (водный, лыжный и горный). Интеллектуальная деятельность: сравнение и дифференциация типов костров по их назначению. Коммуникативнаядеятельность: конструирование гипотез, суждений, выводов, составление памятки «Чтобы избежать пожара при использовании костров в пешеходных походах…». Коммуникативная и рефлексивная деятельность: рассказы обучающихся «Моё поведение в водном туристском походе», алгоритмизация поведения в условиях ЧС в водных туристских походах. Практическая деятельность:работа соспасательным оборудованием в водном походе, алгоритмизация поведения в условиях ЧС на воде в походе. Составление маршрута, программы и графика движения. Практическая деятельность:отработка умений завязывать узлы разного вида. Аналитическая деятельность: анализ информации, представленной в учебнике, видеосюжетах и видеофильмах

Итоговое контрольное тестирование за 8 класс.(1 час)

 

 

Итоговое повторение и обобщение( 2 часа)

 

 

9 класс. 34 часа

Тема

Программное содержание

Деятельность обучающихся

Когда человек сам себе враг (7 часов)

Почему курят подростки? Чем опасен сигаретный дым? Влияние курения на растущий организм.

Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков. Воздействие алкоголя на организм человека. Психологическая готовность к неприятию алкоголя. Первая помощь при отравлении алкоголем.

Что такое наркотики и наркомания? Воздействие наркотиков на организм человека. Токсикомания

Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в объяснении учителя, в иллюстративном материале, схеме, чтение диаграммы. Рефлексивнаядеятельность: оценка своего отношения к курению, алкоголю. Коммуникативнаядеятельность: правила участия в диалоге, построение суждений и умозаключений, поведение в процессе ролевой игры. Практическая деятельность: первая помощь при отравлении алкоголем. Коммуникативная деятельность: суждение «Моё отношение к наркотикам»

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их классификация и ха­ра­ктери­стика

(15 часов)

Определение чрезвычайной ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения. Общие правила эвакуации.

Что такое землетрясение. Степень воздействия сейсмических волн. Прогнозирование землетрясений. Признаки землетрясения. Правила поведения во время землетрясения. Извержение вулкана — грозное стихийное явление. Признаки начала извержения. Поведение во время извержения вулкана.

Что такое сели и оползни. Причины их образования. Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней.

Что такое ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их приближения.

Причины возникновения наводнений. Меры по предупреждению последствий наводнений. Эвакуация перед наводнением и во время его. Действия перед наводнением и при наводнении.

Природные пожары, их причины.  Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре.

Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида

Аналитическая деятельность: представление текстовой информации в виде схемы; определение логики построения системы оповещения; классификация ЧС, конструирование выводов и умозаключений. Интеллектуальная деятельность:анализ информации, представленной в тексте учебника и рассказе-объяснении учителя. Коммуникативнаядеятельность: характеристика ЧС различного вида; составление сообщения о какой-нибудь ЧС; составление характеристик балльной шкалы землетрясений. Совместная деятельность: правила взаимодействия; объективная оценка полученного результата. Работа с информацией в Интернете: отбор, анализ, адекватное использование. Практическая деятельность:создание памятки (инструкции) «Как вести себя во время землетрясения»; создание текста-репортажа «С места событий», составление рассказа по картине. Составление инструкции «Поведение при сходе селя, лавины, оползня». Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятия «наводнение»; построение вопросов и ответов. Аналитическаядеятельность: дополнение рассказа-объяснения учителя (по тексту учебника). Практическая деятельность (ролевая игра): конструирование плана действий при наводнении.

Аналитическая деятельность: чтение информации, представленной в иллюстрациях и пиктограммах, оценка информации из рассказа-объяснения учителя; разрешение проблемной ситуации. Коммуникативнаядеятельность: составление памятки «Поведение при обнаружении очага пожара». Коммуникативная деятельность: конструирование характеристики техногенных ЧС и их причин. Практическая деятельность: составление плана местности с учётом гидродинамических объектов

Противодействие экстремизму и терроризму (7 часов)

Что такое экстремизм и терроризм. Правила поведения во время взрыва и после него. Взятие в заложники и правила поведения в этом случае.

Государственная политика противодействия экстремизму и терроризму в России. Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. Особенности проведения спецопераций

Аналитическая деятельность: оценка фактов, приведённых в объяснении учителя; перевод печатного текста в графический; обобщение полученных знаний (составление инструкции).Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятий «экстремизм» и «терроризм»; формулирование главной мысли рассказа-объяснения учителя. Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в документах, тексте учебника; разработка программы поведения в ситуации террористической угрозы. Практическая деятельность: наложение повязки для
остановки кровотечения. Коммуникативнаядеятельность: диалог с профессионалом

Национальная безопасность Российской Федерации

(2 часа)

Что такое национальная безопасность Российской Федерации. Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации

Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятия «национальная безопасность». Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в документах, тексте учебника

Итоговое контрольное тестирование за 9 класс (1 час)

 

 

Итоговое повторение и обобщение (2 часа)

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности

 

 Основы безопасности жизнедеятельности: 7-9 классы: учебник для учащихся общеобразовательных организаций {Н.Ф. Виноградовой, Д.В. Смирнова, Л.В. Сидоренко и др.} М.: Вента-Граф, 2017 – 272  с.: ил.

Нормативно -правовые документы'

    Конституция Российской Федерации

    Правила дорожного движения Российской Федерации

    Семейный кодекс Российской Федерации

    Стратегия национальной безопасности Российской Фе­дерации до 2020г.

    Уголовный кодекс Российской Федерации

·         Федеральный закон «О гражданской обороне»

    Закон «Об образовании»

    Федеральный закон «О радиационной безопасности на­селения*

Все нормативно-правовые документы  необходимо иметь  в последней редакции.

        Федеральный закон «Опожарной безопасности»

·           Федеральный закон «О безопасности дорожного дви­жения»

·         Федеральный закон «О противодействии терроризму»

    Федеральный закон «О противодействии экстремист­ской деятельности»

Периодические издания

  Подшивки журналов и газет «Гражданская зашита»,
«Основы безопасности жизнедеятельности», «Служба спасения 01», «Спасатель» и др.

Учебная литература

  Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного
движения. 5—9 классы»

·         Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедея­тельности. Методические рекомендации. 5— 11классы»

·         Основы безопасности жизнедеятельности: 7-9 классы: методическое пособие / Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов.,М.: Вента-Граф, 2014 – 272  с.: ил.

·         Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5—9 классы»

 

    Пособие для обучающихся «Дорожное движение Безопас­ность пешеходов, пассажиров, водителей. 5—9 классы»

    Пособия для обучающихся о противодействии терроризму и экстремистской деятельности

    Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения»

    Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности»

    Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 5—9 классов1

    Электронные образовательные издания (ЭОИ) по предмету ОБЖ на магнитных и оптических носителях

 

Материально-технического обеспечения образовательной деятельности

 

1.         Персональный компьютер.

2.         Аудиоколонки  колонки.

3.         Видеопроектор. 

4.         Принтер.

5.         Экран.

6.         Электронные приложения к учебникам.

            7.         Электронные и настенные исторические карты.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2014

2.        Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2014

3.        Примерные программы по учебным предметам. ОБЖ 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010

Нормативно-правовые документы

Закон *Об образовании» (последняя редакция).

Конституция Российской Федерации (последняя редакция).

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 ок­тября 2009 г.).

Положение о Национальном антитеррористическом коми­тете (утв. Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116).

Постановление Правительства Российской Федерации -О единой государственной системе предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция).

Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера* (от 21  мая 2007 г. № 304).

Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).

Семейный кодекс Российской Федерации (последняя ре­дакция).

Стратегия национальной безопасности Российской Феде­рации до 2020 г. (утв. Указом Президента Российской Феде­рации от 12 мая 2009 г. № 537).

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690).

Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя ре­дакции).

Указ Президента Российской Федерации «О мерах по про­тиводействию терроризму» (от  15 февраля 2006 г. № 116).

Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» (последняя редакция).

Федеральный закон «О безопасности» (последняя редакция)

Федеральный закон «О гражданской обороне» (последняя редакция).

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характе­ра» (последняя редакция)

Федеральный закон «О наркотических средствах и психо­тропных веществах* (последняя редакция).

Федеральный закон *0 пожарной безопасности» (послед­няя редакция)

Федеральный закон *0 противодействии терроризму» (последняя редакция).

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (последняя редакция).

Федеральный закон »0 физической культуре и спорте в Российской Федерации» (последняя редакция).

Основная и дополнительная литература

Антитеррор. Практикум для горожанина: сб. / сост.: редакция сайта «Антитеррор.Ру*. — М.: Европа, 2005. — (Серия «Войны»),

Гражданская зашита. Энциклопедия. В 4 т. / под ред. С. К   Шойгу. — М.:

Игнатенко Л. А. Кто покушается на твои права и свобо­ды: пособие для учащихся / А А. Игнатенко. — М.: Просве­щение, 2010.

Когда не один противостоишь злу...: пособие для учащих­ся. — М.: Просвещение, 2010.

Основы безопасности жизнедеятельности: учеб.пособие для 10 кл. обшеобразоват. учреждений с мультимедийным учеб. в оболочке TеchPro на CD-ROM / под ред. С. К. Шой­гу, Ю. Л. Воробьёва, М. И. Фалеева. — 2-е изд. — М: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003.

Сальникова И. В. «Свой?» — «Чужой?» А стоит ли де­лить?: пособие дляучащиеся / И. В. Сальникова. — М.: Просвещение, 2010.

 

 

                   Виды и формы контроля

 

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Для описания достижений обучающихся установлены следующие пять уровней.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующемуровне образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

 повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

• пониженный, низкий уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

• стартовой диагностики;

• тематических и итоговых проверочных работ;

• творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Основными формами контроля являются: входящий, текущий и итоговый контроль, которые позволяют:

?      определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету ( согласно учебному плану);

?      установить соответствие этого уровня требованиям ФГОС ООО;

?      осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных предметов.

 

 

Критерии оценивания.

 

 

Критерии оценки устного ответа:

§  глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

§  твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

§  неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

§   наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

§  отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке:

§  активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;

§  активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;

§  неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;

§  полное отсутствие активности - отметка «2»;

Критерии оценки тестового задания:

§  75-100% - отлично «5»;

§  60-74% - хорошо «4»

§  50-59% - удовлетворительно «3»;

§  менее 50% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

§  глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

§  привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

§  выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;

§  полное отсутствие работы - отметка «2»;

Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

- активная и правильная работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:

- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий по желанию;

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

- отсутствие самостоятельной активности на уроке;

- отсутствие выполнения дополнительных заданий;

- низкий уровень знания базового материала;

 

 

Содержание учебного материала

 

Название раздела

7 класс

8 класс

9 класс

Введение. Цели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

2 часа

 

 

Зависит ли здоровье от образа жизни? Физическое здоровье человека

4 часа

 

 

Правильное питание

4 часа

 

 

Психическое здоровье человека

2 часа

 

 

Социальное здоровье человека

2 часа

 

 

Репродуктивное здоровье подростков и его охрана

3 часа

 

 

Как вести себя при пожаре. Чрезвычайные ситуации в быту

9 часов

 

 

Разумная предосторожность. Опасные игры

6   часов

 

 

Итоговое контрольное тестирование за

1 час

1 час

1 час

Итоговое повторение и обобщение

2 часа

2 часа

2 часа

Опасности, с которыми мы cталкива­емся на природе

 

 

7 часов

 

Современный транспорт и безопасность

 

 

10 часов

 

Безопасный туризм

 

14 часов

 

Когда человек сам себе враг

 

 

7 часов

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их классификация и ха­ра­ктери­стика

 

 

 

15 часов

Противодействие экстремизму и терроризму

 

 

7 часов

Национальная безопасность Российской Федерации

 

 

2 часа

Итого:

34 часа

34 часа

34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] РСЧС — Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

 

Дата последнего обновления страницы 02.09.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения