Рабочая программа по географии 7 класс
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Порожская основная общеобразовательная  школа"

Рабочая программа по географии 7 класс

 

 

 

«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей  - предметников

Руководитель МО Воронцова Л.И.

_____________________

Протокол № ____

от «___» _________20__ г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора школы  по УВР  

Курицына О.Д.

____________________  

  «___»_________20__ г.

 

 

«Утверждаю»

 Директор школы

 Лаврентьева Н.В.

___________________

 «___» ________20__ г.

  

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Порожская основная общеобразовательная школа»

 

 

Рабочая программа

 

По предмету  - география

Класс -  7

Количество часов по программе - 68

 

 

 

Программа составлена учителем географии

Поповым Дмитрием Александровичем

 

с.Порог

2017

                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

 

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального и основного общего образования, требованиями  основной образовательной программы ОУ, составлена на основе авторской программы   В. В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К.Липкиной  и ориентирована на работу по УМК  «Полярная  звезда».

 

Общая характеристика учебного курса

 

Цель: развитие у учащихся глобальных и региональных представлений о природе Земли, о людях, ее населяющих, об их хозяйственной деятельности, особенностях жизни, и различных природных условиях, то есть формирование необходимого минимума базовых  знаний страноведческого характера.

Задачи:

·        сформировать представление об образование Земли как планеты, познакомить с геологической историей Земли;

·        познакомить с гипотезами происхождения материков и океанов;

·        сформировать представление о материках и океанах как о крупных природных комплексах Земли;

·        познакомить с тектонической картой и размещением крупнейших форм рельефа на материках и в океане;

·        сформировать понятия о территориальных сочетаниях природных ресурсов, зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры;

·        сформировать представление о пространственных различиях процессов формирования климата;

·        ознакомить с закономерностями распределения вод суши по материкам;

·        дать понятие о зональном и азональном  распространение растительного и животного мира на материках и в океанах;

·        познакомить с типовой характеристикой каждого материка, численностью и особенностью размещения населения;

·        сформировать представление об особенностях материальной и духовной культуре народов.

 

 

Место учебного предмета в учебном плане:

 

Базисный учебный план на изучение географии в 7 классе отводит 2 учебных часа в неделю, всего 68 часов. Содержание курса представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой  и профильной дифференциации.

 

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

 

После прохождения курса учащиеся смогут:

·        оценивать географическое положение материков и отдельных стран;

·        знать главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки  и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков;

·        обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты;

·        выявлять и описывать на основе карт и других источников информации характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий;

·        уметь работать с различными источниками   географической информации;

·        уметь применять полученные знания и умения на практике.

 

 

Планируемые результаты

 

     Личностные результаты:

 

1)    обладать целостным мировоззрением соответствующий современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающим социальное, культурное, языковое, духовное многообразия современного мира;

2)    осознанно, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданкой позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира;

3)    готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания;

4)    коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками и детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой и др. видов деятельности;

5)    эстетическим сознанием развитым через освоение художественного наследия стран и народов мира.

 

Метапредметные результаты

 

1)    планировать свою деятельность под руководством учителя и самостоятельно;

2)    работать в соответствии с поставленной учебной задачей, с предложенным или самостоятельно составленным планом;

3)    участвовать в совместной деятельности;

4)    сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

5)    оценивать свою работу и работу одноклассников;

6)    выделять главное, существенные признаки понятия;

7)    определять критерии для сравнения факторов, явлений, событий, объектов;

8)    сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

9)    высказывать суждения, подтверждая их фактами;

10)          классифицировать информацию по заданным признакам;

11)          выявлять причинно-следственные связи;

12)          решать проблемные задачи;

13)          анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

14)  искать и отбирать информацию  в учебных и справочных пособиях, словарях и других источниках информации;

Предметные:

Выпускник 7 класса  научится:

1.     объяснять значение понятий;

2.     называть наиболее значимые этапы изучения Мирового океана;

3.     доказывать примерами влияние Мирового океана на жизнь планеты и людей;

4.     называть и объяснять своеобразие природных особенностей каждого океана Земли;

5.     давать описание и характеристику океанов с использованием карт и других источников информации;

6.     показывать по карте отдельные материки и части света, определять их географическое положение, используя типовой план;

7.     определять и называть факторы, определяющие географическое положение частей света, отдельных субрегионов и стран;

8.     называть и показывать регионы и страны Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии;

9.     приводить примеры, доказывающие влияние географического положения на природу материка, крупного региона, страны;

10.        называть характерные особенности природы материков и океанов;

11.        давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа;

12.        приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих страны мира, а так же хозяйственную деятельность людей в океанах;

13.        объяснять характерные особенности природы отдельных регионов мира, используя карты, схемы, слайды;

14.        определять по карте народы, населяющие ту или иную территорию;

15.        давать описания характерных географических объектов, достопримечательностей отдельных субрегионов и стран, используя различные источники информации;

16.        называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятником Всемирного природного и культурного наследия;

17.        показывать по карте территорию отдельных регионов мира, границы ее по природным объектам, основные формы рельефа, реки, озера;

18.        характеризовать береговую линию, называя географические объекты;

19.        объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты;

20.        называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа, давать физико-географическую характеристику их природы по типовому плану;

21.        на основе использования разнообразных источников информации выявлять отличительные особенности природы, населения и хозяйства стран и народов.

 

Результаты обучения.

 

 В результате изучения курса «География. Страны и континенты» обучающийся  должен:

Уметь

·             описывать природные зоны;

·             обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты;

·             выявлять и описывать на основе карт и других источников информации характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий;

·             показывать по карте географические объекты, указанные в учебнике;

 

Оценивать

·             географическое положение материков и отдельных стран;

·              изменения природы материков под воздействием хозяйственной деятельности человека;

·             жизнь, быт, традиции населения материков и отдельных стран;

·             географические путешествия по материкам;

·             современные проблемы отдельных стран  и материков.

·             виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнения;

·             главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки  и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков;

·             население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка;

Знать/понимать

·             материки, океаны – крупные природные комплексы земли;

·             особенности природы Тихого, Атлантического, Индийского, Северного  Ледовитого океанов;

·             виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнения;

·             главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки  и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков;

·             население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка;

 

 

    Содержание учебного предмета

 Введение (2 ч)

Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты.

 Тема 1. Население Земли (4 ч)

Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки.  Основные религии мира. Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений. Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.

 Тема 2. Природа Земли (13 ч)

Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры.  Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера. Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые

области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин. Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.

Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре. Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны. Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.

Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера. Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле.  Крупнейшие озера мира. . Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса.  Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков. Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.

 Тема 3. Природные комплексы и регионы (9 ч)

Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека. Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли».  Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий, Атлантический,

Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана.

 Тема 4     Материки и  страны. (40ч)

Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата. Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира. Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке. Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура.  Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна: особенности природы. Маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии. Население. Нигер — одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Маршрут озеро Виктория — Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет — мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия. Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения. Путешествие по Австралии.  Маршрут Перт — озеро Эйр-Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут озеро Эйр-Норт — Сидней. Особенности растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней — Большой Водораздельный хребет. Большой Барьерный риф — памятник Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов Океании. Папуасы. Н. Н. Миклухо-Маклай. Практикум. 1. Определение по карте географического положения Австралии.  Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым.  Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды.

 Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Амазонка — самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка — родина многих культурных растений. Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность. Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля — Буэнос-Айрес. Аргентина — второе по площади государство на материке. Особенности природы. Река Парана. Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу. Растительный и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилиа. Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус — Анды. Амазонка — самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима — Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы. Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства.

Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия. Англо-Саксонская Америка.  Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. США и Канада — центры мировой экономики и культуры.  Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского моря. Маршрут Вест-Индия — Мехико. Полуостров Юкатан. Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико — Лос-Анджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо. Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут Сан-Франциско — Чикаго. Сьерра-Невада. Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго — Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон — столица США. Нью-Йорк — финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия. Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ  жизни.

Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны. Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское исельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Политическая карта Европы. Путешествие по Европе. Маршрут Исландия — Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон — Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания — средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам — Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция: особая культура. Маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим — мировая сокровищница. Маршрут Мессина — Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры. Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни. Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни. Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни. Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии. Политическая карта Азии. Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим — центр трех религий.  Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив — Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города — Самарканд, Хива, Бухара. Маршрут Ташкент — Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык- Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса — религиозный центр ламаизма. Гималаи. Маршрут Катманду — Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок — «Венеция Востока». Маршрут Бангкок — Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населения. Шанхай — многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай — Владивосток. Япония — крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии. Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению. Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Индии: происхождение, занятия, образ жизни.  Россия в мире. Россия — крупнейшая по площади страна мира. Природные ресурсы. Россия — многонациональное государство.

 

    Учебно-тематический план

 

Тема

Кол-во часов

Контрольные

работы

Практические работы

1

Введение

2

 

 

2

Население Земли

4

 

 

3

Природа   Земли

13

 

 

4

Природные комплексы и регионы

9

1

 

5

Материки и страны

40

2

        5

 

Итого

68

3

        5

 

 

 

 

 

 

  Используемые формы, методы, средства  обучения

Формы обучения:

      фронтальная (общеклассная)

      групповая (в том числе и работа в парах)

      индивидуальная

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.

Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, творческая игра  дискуссия, метод проектов, метод эвристических вопросов, метод исследовательского изучения, игровое проектирование  организационно-деловые игры , организационно-мыслительные игры  и другие.

Средства обучения:

      для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты, и др.), технические средства обучения (компьютер и плазменная панель) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;

      для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).

Используемые виды и формы контроля

Виды контроля:

      вводный,

      текущий,

      тематический,

      итоговый,

          комплексный

Формы контроля:

* проверочная работа;

* тест;

* фронтальный опрос;

* индивидуальные разноуровневые задания;

*практические работы;

* сообщения;

* результаты проектной и исследовательской деятельности;

* оценка и самооценка учащимися своих работ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

№ урока

 

Сроки проведения

 

 

Тема урока

 

Количество часов

 

Требования

План

Факт

1

2

3

4

5

 

  Тема 1. Источники географической информации. 2часа

1

 

 

Как мы будем изучать географию в 7 классе.

1

Объясняют роль географии в освоении планеты, струк­туру географической науки. Определяют «Страноведе­ние» как науку о природе, населении, хозяйстве и куль­туре стран земного шара

2

 

 

Географические  карты

1

Умеют находить страновед­ческую информацию в раз­ных источниках и анализиро­вать эту информацию. Пони­мают, как использовать гео­графическую карту для полу­чения страноведческой ин­формации. Умеют составлять характеристику географиче­ского положения территории, объяснять происхождение географических названий

 Тема 2. Население Земли. 4часов

3

 

 

Народы, языки  и  религии мира. Р

 

1

Знают внешние расовые признаки и особенности ми­ровых религий. Выделяют признаки народа, читают карту народов мира. Приво­дят примеры национальных особенностей, культурных ландшафтов

4

 

 

Города и сельские поселения. Р/С

1

Знают различия сельского и городского образа жизни, экологические проблемы городов. Называют и пока­зывают на карте крупней­шие города и агломерации мира; объясняют причины их возникновения и разме­щения, различия в процессе урбанизации в разных стра­нах

5-6

 

 

Страны мира

2

Приводят примеры стран с различным геогра­фическим положением, фор­мой государственного прав­ления и устройства; показы­вают географические объек­ты, классифицируют страны

     Тема 3. Природа Земли. 13часов

7

 

 

Развитие земной коры.

1

Называют отличия матери­ковой коры от океанической. Сравнивают особенности их строения. Показывают крупные литосферные пли­ты, платформы, складчатые области, сейсмические поя­са, области вулканизма. Объясняют суть гипотезы дрейфа материков. Знают последствия и причины воз­никновения опасных явле­ний в литосфере

8

 

 

Земная кора на карте.

1

Устанавливают соответ­ствие между строением земной коры, ее возрастом, формами рельефа. Делают выводы о влиянии рельефа на расселение чело­века по земному шару и на особенности ведения хозяй­ства. Показывают на карте горы и равнины мира

9

 

 

Природные ресурсы земной коры.

1

Устанавливают соответ­ствие между строением земной коры, ее возрастом, формами рельефа и наличи­ем полезных ископаемых.

10

 

 

Температура воздуха на разных широтах.

1

Знают закономерности распределения температур воздуха. Определяют по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур. Объясняют причины неравномерного распределения температур воздуха по поверхности Земли.

 

11

 

 

Давление воздуха и осадки на разных широтах.

1

Знают закономерности распределения атмосферного давления и осадков на земном шаре.  Объясняют причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на Земле.

12

 

 

Общая циркуляция атмосферы.

1

Знают основные типы воздушных масс и их свойства. Объясняют при­чины перемещения воздушных масс по сезонам года. Анализируют схему общей циркуляции атмосферы.

13

 

 

Климатические пояса и области Земли.

1

Знают особенности клима­тических поясов и их распро­странение. Определяют по клима­тическим картам особенности распределения на поверхно­сти Земли температуры воз­духа и осадков. Объ­ясняют различия между климатическими областями в пределах климатического пояса

14

 

 

Океанические течения.

1

Знают причины образования океанических течений, основные поверхностные течения Мирового океана. Объясняют различия свойств масс океана, влияние течений на климат материка.

 

15-17

 

 

Реки и озёра Земли. Р/С

3

Знают происхождение озерных котловин. Объясняют зависимость характера течения рек от рельефа, зависимость режима и водоносности реки от климата. Показывают на карте крупнейшие реки и озера мира.

Делают выводы о влиянии хозяйственной деятельности людей на реки и озера.

 

18

 

 

Растительный и животный мир Земли. Р

1

Знают основные географические понятия и термины. Объясняют причины различий флоры и фауны материков.

19

 

 

Почвы. Р/С

1

Знают основные географические понятия и термины. Объясняют закономерности распространения почв на Земле.

   Тема 4. Природные комплексы и регионы. 9часов

20-21

 

 

Природные зоны Земли. Р/С

2

Знают природные комплексы и географическую зональность. Умеют анализировать карту природных зон. Объясняют особенности размещения природных зон на материках по картам атласа.

 

22-23

 

 

Океаны (1). Р/С

2

Показывают на карте географические объекты. Объясняют особенности природы. Описывают и объясняют виды хозяйственного использования океана

 

24-25

 

 

Океаны (2)

2

Показывают на карте гео­графические объекты и на­зывают их особенности. Объясняют влияние океана на природу материков и осо­бенности хозяйственного освоения. Предлагают пути рационального использова­ния океана. Составляют характеристику океана

26

 

 

Контрольная работа №1 «Океаны»

1

 

27

 

 

Материки

1

Анализируют картосхему «Материки и части света». Сравнивают размеры и положение материков.  Описывают географическое положение одного из материков по плану.

28

 

 

Как мир делится на части и как объединяется

1

Объясняют и приводят примеры взаи­мосвязи экономик разных стран

       Тема5. Материки и страны. 40часов

29

 

 

Африка: образ материка.

1

Называют и показывают географические объекты. Определяют географическое положение, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах. Объясняют

особенности природы материка.

Составляют характеристику ФГП материка по плану.

 

30

 

 

Африка в мире.

1

Называют исследователей Африки и результаты их работы.

Знают численность, плотность, особенности размещения населения. Объясняют типы и виды хозяйственной деятельности населения, особенности устройства жилищ, средств передвижения, орудий труда как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях.

31

 

 

Путешествие по Африке (1)

1

Показывают на карте географические объекты. Объясняют особенности природы и экономики, причины появления пустыни Сахары

32

 

 

Путешествие по Африке (2)

1

Показывают на карте гео­графические объекты. Объ­ясняют особенности при­роды и экономики. Анали­зируют гербы государств. Сравнивают реки Нигер и Конго

33

 

 

Египет.

1

 

34

 

 

Обобщение «Африка»

1

 

35

 

 

Практическая работа №1 «Сравнительная характеристика стран Африки»

1

 

36

 

 

Австралия. Образ материка.

1

Называют и показывают географические объекты. Определяют географическое положение, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах. Объясняют

особенности природы материка.

Составляют характеристику ФГП материка по плану. Нахо­дят в тематических картах информацию для объясне­ния происхождения матери­ка и образования крупней­ших форм рельефа, полез­ных ископаемых.

37

 

 

Путешествие по Австралии

1

Показывают географиче­ские объекты. Называют объекты культуры, исследо­вателей Австралии и ре­зультаты их работы. Про­гнозируют влияние ФГП на природу материка. Выявляют влияние рельефа на климат. Устанав­ливают связь между при­родными особенностями страны и размещением на­селения.

38

 

 

Антарктида. Образ материка.

1

Показывают географиче­ские объекты. Объясняют влияние географического положения на особенности природы и хозяйственного освоения материка

39

 

 

Южная Америка. Образ материка (1)

1

Называют и показывают географические объекты. Определяют географическое положение, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах. Объясняют

особенности природы материка.

Составляют характеристику ФГП материка по плану.

 

40

 

 

Южная Америка. Образ материка (2)

1

Называют и показывают крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. Объясняют зависимость форм рельефа от тектонического строения материка, закономерности размещения полезных ископаемых

41

 

 

Латинская Америка в мире.

1

Называют и показывают территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источники питания рек. Определяют температуру и количество осадков  по климатической карте. Описывают «образ» одной из рек континента по картам и тексту учебника. Объясняют причины формирования типов климата на континенте.

 

42

 

 

Путешествие по Южной Америке

1

Определяют температуру и количество осадков  по климатической карте. Описывают «образ» одной из рек континента по картам и тексту учебника. Объясняют причины формирования типов климата на континенте.

43

 

 

Бразилия.

1

Показывают географиче­ские объекты. Объясняют особенности природы и экономики. Называют знаменитых людей и объек­ты культуры. Составляют характеристику реки. Объясняют расположение при­родных зон, влияние природных условий на занятия населения

44

 

 

Обобщение «Африка»

1

 

45

 

 

Практическая работа №2 «Сравнительная характеристика стран Южной Америки»

1

 

46

 

 

Контрольная работа №2 «Южные материки»

1

 

47

 

 

Северная Америка. Образ материка

1

Называют и показывают географические объекты. Определяют географическое положение, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг, с запада на восток в градусной мере и километрах. Объясняют особенности природы материка.

Составляют характеристику ФГП материка по плану.

 

48

 

 

Англо-саксонская Америка

1

 

49

 

 

Путешествие по Северной Америке (1)

1

Называют и показывают крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. Объясняют зависимость форм рельефа от тектонического строения материка, закономерности размещения полезных ископаемых

50

 

 

Путешествие по Северной Америке (2)

1

Называют и показывают территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источники питания рек. Определяют температуру и количество осадков  по климатической карте. Описывают «образ» одной из рек континента по картам и тексту учебника. Объясняют причины формирования типов климата на континенте.

51

 

 

Соединённые штаты Америки.

1

Показывают географиче­ские объекты. Объясняют особенности природы и эко­номики. Определяют предпосылки для развития хозяйства. Приводят примеры стихийных бедствий и их влияния на развитие хозяй­ства. Оценивают характер береговой линии для хозяй­ственной деятельности.

 

52

 

 

Канада

1

Показывают на карте гео­графические объекты. Объ­ясняют особенности при­роды и экономики. Назы­вают известных людей и объекты культуры. Опре­деляют влияние океанов на природу Канады

53

 

 

Обобщение «Северная Америка»

1

 

54

 

 

Практическая работа №3 «Сравнительная характеристика стран Северной Америки»

1

 

55

 

 

Евразия. Образ материка (1)

1

Знают имена путешественников и исследователей континента, географические ре­корды Евразии. Составляют характеристику географического положения материка. Анализируют карты атласа. Показывают геогра­фические объекты и называ­ют их особенности.

56

 

 

Евразия. Образ материка (2)

1

Знают основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых Евразии.

Показывают на карте географические объекты на карте.

Объясняют особенности размещения крупных форм рельефа на материке и причины их вызывающие; зависимость размещения полезных ископаемых от строения и истории развития земной коры.

57

 

 

Европа в мире.

1

Показывают по карте госу­дарства и субрегионы Евро­пы. Объясняют причины выделения субрегионов. Называют особенности природы и экономики евро­пейских стран

58

 

 

Европа. Путешествие (1)

1

Показывают на карте гео­графические объекты. Объясняют особенности приро­ды и экономики стран. Оп­ределяют географические координаты. Составляют маршрут путешествия, пользуясь разными источ­никами географической информации. Объясняют воздействие оледенения и приморского положения на при­роду и хозяйство. Называют знаменитых людей и объекты культуры

59

 

 

Европа. Путешествие (2)

1

Показывают на карте географические объекты. Объясняют особенности при­роды и экономики. Опреде­ляют географические коор­динаты. Называют извест­ных людей и объекты куль­туры. Объясняют культур­ные и хозяйственные связи с Россией. Сравнивают природу и хозяйство Гер­мании и Польши

60

 

 

Германия.

1

Показывают на карте гео­графические объекты. Объясняют особенности природы и экономики. Оп­ределяют географические координаты. Называют знаменитых людей и объек­ты культуры. Составляют характе­ристику природы и эконо­мики стран. Объясняют выгод­ность центрального геогра­фического положения стран

61

 

 

Франция.

1

Показывают на карте гео­графические объекты. Объясняют особенности природы и экономики. Оп­ределяют географические координаты. Называют знаменитых людей и объек­ты культуры. Составляют характе­ристику природы и эконо­мики стран. Объясняют выгод­ность центрального геогра­фического положения стран

62

 

 

Великобритания.

1

Показывают на карте гео­графические объекты. Объясняют особенности природы и экономики. Оп­ределяют географические координаты. Называют знаменитых людей и объек­ты культуры. Составляют характе­ристику природы и эконо­мики стран. Объясняют выгод­ность центрального геогра­фического положения стран

63

 

 

Практическая работа №4 «Сравнительная характеристика стран Европы»

1

 

64

 

 

Азия в мире.

1

Показывают на карте гео­графические объекты. Объясняют особенности природы и экономики. Называют известных лю­дей и объекты культуры. Составляют схему высотной поясности

65

 

 

Путешествие по Азии

1

Показывают на карте гео­графические объекты. Объясняют особенности природы и экономики. На­зывают знаменитых людей и объекты культуры. Анали­зируют размещение полез­ных ископаемых и перспек­тивы развития хозяйства. Составляют характеристи­ку географического поло­жения Турции, пользуясь разными источниками гео­графической информации

66

 

 

Китай. Индия.

1

Показывают на карте гео­графические объекты. Объясняют особенности при­роды и экономики. Назы­вают известных людей и объекты культуры

67

 

 

Практическая работа №5 «Сравнительная характеристика стран Азии»

1

 

68

 

 

Контрольная работа №3 «Северные материки»

1

 

 

Критерии и нормы оценки  обучающихся

 

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы

В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»

Оценка «1» не ставится

Оценка письменных контрольных работ(тестовых работ)

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы

Оценка «1»не ставится

Оценка практических работ

 

Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов

Оценка «1»не ставится

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков,но правильно указаны основные географические объекты

Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю

 

 

Педагогическое обеспечение учебного процесса

Программное обеспечение:

- Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

 - Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение. 2013.

- Программа (МОДУЛЬ): Программа по географии. Омск - 2008.

 -  «О преподавании модуля «Краеведение» в учебном предмете      «География» в составе регионального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования»  (методическое письмо); Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2006.

УМК:География 7 класс: учебник для  общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина,  В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2015 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).

-       В. В. Николина География. Мой тренажёр. (рабочая тетрадь)

-       В. В. Николина. География. Поурочные разработки. –7 класс (пособие для учителя).

Оснащение кабинета:

- Современное лабораторное и демонстрационное оборудование.

-  Электронная метеостанция.

- Компьютер.

   -Мультимедиа - проектор.

- Комплект карт.

- Комплект портретов знаменитых географов и путешественников.

- Медиатека.

- Географическая литература.

Интернет – сайты:

- http://pedsovet.org/ - XI Всероссийский интернет-педсовет;

 - http://www.rusedu.ru/ - архив учебных программ и презентаций;

- http://www.uroki.net/ - всё для учителя - всё бесплатно;

- http://www.uchportal.ru/ - учительский портал;

-  http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";

- geografomsk.narod.ru› - сайты учителей географии Омской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Дата последнего обновления страницы 02.09.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения