Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО)
филиала МБОУ «Порожская ОШ»
Порожский детский сад.
на 2017-2018 учебный год
1.Пояснительная записка.
Основная образовательная программа дошкольного образования филиала МБОУ «Порожская ОШ» Порожского детского сада общеразвивающего вида разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция Российской Федерации
-Законом Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1014 от 30 августа 2013 года «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3049-13»
Основная образовательная программа разработана на основе содержания:
- примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – 2016г.
Основная образовательная программа дошкольного образования состоит из двух частей:
1. обязательной части;
2. части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть Программы реализует основную образовательную программу дошкольного образования и обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Время необходимое для реализации Программы зависит от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 40% общего объема Программы.
Общий объем обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
· образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: (игровой, коммуникативной, самообслуживания и элементарного бытового труда, познавательно-исследовательской, конструирования из различных материалов, музыкальной, изобразительной, двигательной, восприятия художественной литературы и фольклора);
· образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (деятельность участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время). Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.);
· самостоятельную деятельность детей (свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально);
· взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательной организации.
Филиал МБОУ «Порожская основная общеобразовательная школа» Порожский детский сад обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр и уход за детьми в возрасте, преимущественно, от 2,5 до 7 лет, функционирует в режиме 5 – дневной рабочей недели, с 9 – часовым пребыванием детей.
Порядок комплектования Порожского детского сада является следующим:
1 группа общеразвивающей направленности для детей от 3 до 7 лет, при наличии свободных мест осуществляется доукомплектование группы детьми от 2,5 лет.
В возрасте 3-4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга и его общение становится внеситуативным, а главным видом деятельности становится игра.
Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации и под руководством взрослого они могут вылепить простые предметы.
Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
Развивается память и внимание. К 4-ом годам они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами; они могут усвоить относительно большое количество ном, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Начинает развиваться самооценка и половая идентификация.
На пятом году жизни речь становится предметом активности детей. Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, едущим становится познавательный мотив.
Начинает складываться произвольное запоминание, возрастает объём памяти, начинает развиваться образное мышление.
Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики.
Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, лепить из пластилина.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
В период с 5 до 7 лет у детей продолжает развиваться речь: её звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Дети начинают активно использовать обобщающие существительные, синонимы, антонимы и т.д.
У детей продолжает развиваться восприятие, образное и логическое мышление.
В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, и игровые действия детей становятся более сложными.
Дети проявляют художественное творчество в продуктивных видах деятельности. Работы принимают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.
Внимание дошкольников становится произвольным.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.
Цели деятельности образовательного учреждения:
• Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенка периода детства;
• Формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе;
• Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• Формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности
жизнедеятельности дошкольника.
• Удовлетворение потребности семьи в присмотре и уходе за детьми, их гармоничном развитии в возрасте от 2,5 до 7 лет;
Основными задачами деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:
• Создание условий для разностороннего развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое) забота о здоровье, эмоциональном благополучии каждого ребенка.
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• Соблюдение в работе д/с и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Программа строится на следующих принципах:
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- принцип игровой деятельности; принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности в дошкольном учреждении является игра.
- принцип научной обоснованности и практической применяемости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеется возможность реализации в практике дошкольного образования);
- принцип полноты, необходимости и достаточности позволяет решить поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются таки знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- принцип варьирования образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
-принцип индивидуализации, учет индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).
- принцип сотрудничества с семьёй;
В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Учреждение взаимодействует с семьями воспитанников по реализации ООП ДО.
Для родителей (законных представителей) воспитанников образовательная программа дает возможность принять участие в организации воспитательно-образовательного процесса, выборе и корректировке его содержания. Это позволяет учесть мнения и предложения основных «заказчиков» деятельности ДОУ.
Целевые ориентиры:
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности .
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать, разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в деятельности.
• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам , может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет ответственность за начатое дело.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
• Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни.
2. Содержательный раздел
Содержание и организация образовательного процесса регламентируется основной образовательной программой Учреждения, учебным и годовым планом, расписанием непосредственно образовательной деятельности.
Программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.2014г.
Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности:
v Игровой
v Коммуникативной
v Познавательно - исследовательской
v Восприятие художественной литературы и фольклора
v Самообслуживание и элементарный бытовой труд
v Конструирование из различных материалов
(конструкторов, модулей, бумаги, природного и др.)
v Изобразительной
v Музыкальной
v Двигательной
Формы организации детских видов деятельности
Виды
деятельности |
Формы работы |
Двигательная |
утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, народные подвижные
игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки,
соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки и занятия. |
Коммуникативная |
беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов и сказок,
творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные и настольно-
печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные игры,
речевые тренинги рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры,
различные виды театра. |
Трудовая |
поручения (в т.ч. подгрупповые), познавательные опыты и задания,
дежурства, совместный (коллективный) труд. |
Познавательно-
исследовательская |
наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, опыты,
экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-
исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры |
Музыкально-
художественная |
слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика
и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические и
подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драма-
тизации, музыкальные занятия. |
Игровая |
игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные,
народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые,
театрализованные, конструктивные) |
Продуктивная |
мастерские по изготовлению продуктов детского творчества, творческие
проекты эстетического содержание, занятия по аппликации, лепке, конструированию. |
В основу организации образовательного процесса положен комплексно-тематический
принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности. Особенностью осуществления образовательного процесса является реализация национально-регионального компонента. Это расширение и углубление представлений детей о родном крае на основе интеграции образовательных областей, знакомство с народным промыслом. Также осуществляется работа по внедрению проектного метода обучения и воспитания дошкольников для развития их познавательных и творческих способностей.
Учреждение взаимодействует с семьями воспитанников.
Целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников является создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка), обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
• Анкетирование и тестирование.
• Управление ДОУ через родительский комитет.
• Консультирование.
• Родительский уголок и информационный стенд, наглядная агитация.
• Участие в создании развивающей среды.
• Участие в педагогическом процессе (открытые просмотры)
• Совместные праздники, развлечения.
• Родительские собрания.
• Участие в выставках, конкурсах.
• Ежедневные текущие беседы.
В Программе комплексно представлены образовательные области, обеспечивающие развитие личности, мотивацию и способностей детей:
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В этом подразделе программы отражены основные направления социально-коммуникативной компетентности , которые включают в себя следующие умения:
· умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д. и рассказать о нём.
· умение получать необходимую информацию в общении.
· умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
· умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
· умение спокойно отстаивать своё мнение.
· умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
· умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д. )
· умение уважительно относиться к окружающим людям.
· умение принимать и оказывать помощь.
· умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных детской жанров литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств(словесного,музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, формировании полезных привычек )
3. Организационный раздел
· Режим пребывания детей в детском саду.
Прием детей, игры – 7.30 – 8.30.
Зарядка, подготовка к завтраку – 8.35 – 8.45.
Завтрак – 8.45. – 9.10.
Занятия – 9.10 – 10.35.
Подготовка к прогулке, прогулка – 10.35 – 11.55.
Подготовка к обеду – 11.55 – 12.05.
Обед – 12.05 – 12.35.
Подготовка ко сну – 12.35 – 13.00.
Сон – 13.00 – 15.00.
Подъем, подготовка к полднику – 15.00 – 15.25.
Полдник – 15.25. – 15.35.
Занятия – 15.40. – 16.00.
Игры, прогулка, уход детей домой – 16.00 – 16.30.
· Организация непосредственно образовательной деятельности.
Понедельник
- Познание/экология (старшая, подготовительная) 9 10 – 9 40 (25-30 мин.)
- Художественное творчество/ИЗО (старшая ) 9 50 – 10 15 (25 мин.)
- Художественное творчество/ИЗО ( подготовительная) 10 15 – 10 45 (30 мин.)
- Физическая культура на улице 11 30 – 11 55 (25-30 мин. старш., подгот.)
_________________________________________________
- Художественное творчество/Рисование ( средняя группа) 15 40 - 16 00 (20 мин.)
Вторник
1 .Познание/ФЭМП ( подготов. ) 9 10 – 9 40 (30 мин.)
2 .Познание/ФЭМП (старшая гр.) 9 35 – 10 00 (25 мин.)
3. Коммуникация / развитие речи ( подготов.)10 05-10 35 (30 мин.)
________________________________________________
- Познание/ФЭМП (средняя гр.) 15 40-16 00 (20 мин.)
Среда
- Познание/Окружающий мир (старшая, подготовительная) 9 10 – 9 40 (30 мин.)
- Музыка 9 45 – 10 05 (20 мин.)
- Физическая культура 10 10 -10 35 (25 мин.)
____________________________________
- Дополнительное индивидуальное занятие по аппликации, ИЗО, ФЭМП 15 40 – 16
Четверг
1.Художественное творчество/Аппликация/лепка ( подготов.) 9 10 – 9 40 (30 мин.)
2.Художественное творчество/Аппликация /лепка (старшая) 9 40 – 10 05 (25 мин.)
3. Подготовка к обучению грамоте (подготов.) 10 05 – 10 35(30 мин.)
_______________________________________________________
- Художественное творчество/Аппликация/лепка (средняя) 1540 – 1600 (20 мин.)
Пятница
- Коммуникация/развитие речи (старшая) 910 – 9 35 (25 мин.)
- Музыка 9 40 – 10 05 (25 мин.)
- Физическая культура 10 10 – 10 35 (25 мин.)
___________________________________________
1. Художественное творчество/ИЗО ( подготовительная) 15 40 – 16 05 (25 мин.)
O Максимальный объем нагрузки для детей среднего возраста: 8 занятий; 2,6 часа в неделю.
O Максимальный объем нагрузки для детей старшего возраста: 11 занятий; 4,6 часа в неделю.
O Максимальный объем нагрузки для детей подготовительного к школе возраста: 12 занятий; 6 часов.
· Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:
? Физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна), утренняя гимнастика (10 минут), общеразвивающие упражнения и подвижные игры, самомассаж, физкультзанятия;
? Социально-коммуникативное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
? Познавательно-речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);
? Художественно-эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окруж. помещений, предметов, игрушек.
Мероприятия:
· Спортивные праздники;
· Соревнования;
· Тематические досуги;
· Праздники;
· Театрализованные представления;
· Конкурсы;
· Экскурсии;
Месяц |
Праздник (событие) |
Форма
реализации |
сентябрь |
1 сентября – день Знаний |
развлечение |
День работников ДОУ. |
утренник |
В течение года |
Планирование различных видов детской деятельности по теме проекта «Ознакомление с ПДД» |
выставка детского
творчества |
октябрь |
«Наш друг светофор» |
Развлечение по ПДД |
«Осень – чудная пора!» |
Экскурсия в лес |
ноябрь |
Осенний праздник. |
утренник |
декабрь |
Новогодний праздник |
утренник |
январь |
День желаний и творчества по ДД |
тематический день, творчество по интересам |
«Если хочешь быть здоров» |
спортивный досуг с элементами ДД |
февраль |
День защитника Отечества. |
Утренник, детское творчество |
март
|
8 марта-международный женский день |
Утренник. Выставка детского
Творчества, чаепитие с родителями |
Литературная выставка |
Беседа с библиотекарем |
апрель |
День веселья и смеха. |
Игровая программа в ДК. |
«Пробуждение реки, ледоход » |
Экскурсия к реке |
«Веселые старты» |
Спортивные соревнования |
День Победы |
тематический день, |
Поздравление ветеранов ВОВ |
коллективное творчество |
До свидания детский сад выпускной |
утренник, чаепитие с родителями |
июнь |
День Защиты детей « Пусть всегда будет солнце» |
развлечение, игровая программа, выставка
детского творчества |
июнь |
Викторина по ПДД «Красный, желтый, зеленый». |
Развлечение, игры |
· Самостоятельная деятельность детей:
? Физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);
? Социально-коммуникативное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
? Познавательно-речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
? Художественно-эстетическое развитие: самостоятельное рисование, лепка, конструирование (преимущественно во второй половине дня), рассматривание репродукций картин, иллюстраций, музицирование (пение, танцы), игра на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушание музыки.
Примерное комплексно-тематическое планирование на год.
№ |
сентябрь |
№ |
октябрь |
№ |
ноябрь |
1 |
Детский сад у нас хорош, лучше сада не найдешь. |
1 |
Грибы. |
1 |
Семья. (ст.подг.) Я вырасту здоровым. (сред.гр.) |
2 |
Осень - пора золотая. |
2 |
Ягоды. |
2 |
Транспорт. |
3 |
Овощи. |
3 |
Одежда (обувь). |
3 |
Моя Родина. |
4 |
Фрукты. |
4 |
Посуда (мебель). |
4 |
Мониторинг. |
№ |
декабрь |
№ |
январь |
№ |
февраль |
1 |
Новый год у ворот. |
1 |
Зимушка – зима. |
1 |
День Защитника Отечества. |
2 |
(подготовка к празднику, нов.игр. |
2 |
(особенности зимней природы, |
2 |
( подготовка к празднику, |
3 |
украшения своими руками |
3 |
животный мир зимой, труд взрослых |
3 |
Род войск, гендерные представления |
4 |
традиции празднования Н.г.в раз.странах |
4 |
Экспериментирование с водой |
4 |
Международный женский день. |
№ |
март |
№ |
апрель |
№ |
май |
1 |
8 Марта. |
1 |
Мониторинг. |
1 |
День Победы. |
2 |
Народная культура и традиции. |
2 |
Весна. |
2 |
До свиданья детский сад. |
3 |
Знакомство с дымковской игрушкой. |
3 |
цветы |
3 |
(игрушки, закрепление пройденного ) |
Модель воспитательно-образовательной работы на неделю.
Режим
|
Содержание работы по
образовательным областям в НОД |
Формы совместной деятельности
педагога и детей |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности |
Формы взаимодействия с родителями |
СИД |
СГД |
Утро
Прогулка
вечер |
|
|
|
|
|
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• эстетически-привлекательной.
Развивающая предметно-пространственная среда Детского сада насыщена, пригодна для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающая потребностям детского возраста.
Пространство группы организовано в виде разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
В качестве центров развития выступают:
u уголок для сюжетно-ролевых игр;
u уголок ряжения (для театрализованных игр);
u книжный уголок;
u зона для настольно-печатных игр;
u выставка (детского рисунка и творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
u уголок природы (наблюдений за природой);
u спортивный уголок;
u уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
u игровой центр с крупными мягкими конструкциями и строительным материалом (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Кадровый состав педагогов Детского сада:
№ |
Должность |
Количество человек в детском саду |
1 |
Старший воспитатель |
1 |
2 |
Воспитатель |
1 |
3 |
Музыкальный руководитель |
1 |
4 |
Младший воспитатель |
1 |
Материально - техническое обеспечение образовательной деятельности:
Детский сад расположен в обособленном одноэтажном деревянном здании.
Территория детского сада огорожена забором и озеленена различными видами деревьев и кустарников, имеются клумбы, цветники.
Прогулочный участок оборудован постройками: «домик», «корабль», «мотоцикл», песочница, скамейки, стол, «светофор», полоса препятствий.
В Детском саду одна групповая комната, спальная, туалетная, галерея, пищеблок, методический кабинет. Музыкального и спортивного зала нет. Оборудование групповой комнаты учитывает гигиенические и педагогические требования. В групповой имеются шкафы, полки, тумбы, стулья и столы, соответствующие возрасту детей. Стулья, столы, индивидуальные шкафчики для полотенец и кровати имеются по количеству детей, промаркированы. Раздевальная оборудована шкафами для верхней одежды детей. Предметно-развивающая среда в группе постоянно пополняется и обновляется.
Оборудование для организации педагогического процесса:
Помещения |
Оборудование помещений |
Методический кабинет
|
2 ноутбука, принтер ( чёрно-белый), методическая и педагогическая литература по программе «От рождения до школы», методическая и педагогическая литература по различным направлениям развития дошкольников; издания периодической печати «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Музыкальный руководитель», «Дошкольная педагогика»,
« Школа семи гномов», справочная литература, детская художественная и энциклопедическая литература; наглядно-дидактические пособия по различным разделам программы, раздаточный материал для занятий, методическая и педагогическая литература по музыкальному воспитанию, театральные костюмы для детей и взрослых. |
Групповая |
Фортепиано, телевизор, DVD, мультимедийное оборудование, музыкальный центр, магнитофон, аудиотека по музыкальному развитию дошкольников, детские музыкальные инструменты;
игровая зона для сюжетно-ролевых игр, конструирования; мягкие модули, игрушки;
в спортивной зоне - шведская стенка, кегли, обручи, мячи и прочее;
зона для изодеятельности; различный материал для художественного творчества детей, мольберт двухсторонний;
экологическая и логико-математическая зона; |
Галерея |
Оборудование для спортивных игр, оборудование для ОРУ и атрибуты для подвижных игр, оборудование для лазания и равновесия (доски, скамьи, дуги и массажные дорожки), мягкие модули, маты; наглядно-дидактические пособия по различным разделам программы. |
Безопасность дошкольного учреждения
· Безопасность дошкольного учреждения обеспечена «тревожной кнопкой», в ночные часы - дежурством сторожей.
· Помещения учреждения оснащены Автоматической пожарной сигнализацией в целях оповещения о возникновении пожара.
· Учреждение оснащено первичными средствами пожаротушения (огнетушители), проводится периодический технический осмотр огнетушителей.
· Эвакуационные выходы не загромождены, свободны для эвакуации детей и взрослых. Входные двери, двери помещений открываются по направлению движения.
· Периодически проводятся тренировки по эвакуации людей из здания, плановые инструктажи работников, воспитанников по пожарной безопасности.
- С детьми и персоналом отрабатываются навыки эвакуации при пожаре.
Программа разработана рабочей группой, приказ директора МБОУ «Порожская ОШ» №
от «___»___________20___г. Рассмотрение и корректировка основной общеобразовательной программы осуществляется 1 раз в год, в начале учебного года. Программа разработана на весь период пребывания ребенка в дошкольном учреждении.